«Последний бал Российской империи»: маскарад 1903 года — Блог Исторического музея

«Последний бал Российской империи»: маскарад 1903 года

120 лет назад, 24 (11) и 26 (13) февраля 1903 года, в Зимнем дворце состоялся знаменитый костюмированный бал, на котором весь цвет русской аристократии явился в национальных костюмах XVII столетия, специально сшитых к этому событию. Сам бал был приурочен к 290-летию дома Романовых.

Предшественником бала 1903 года стал бал в стиле à la russe, устроенный двадцатью годами ранее, в январе 1883 года, великим князем Владимиром Александровичем и его супругой в их собственном дворце в Санкт-Петербурге. Считается, что идея бала в русском стиле пришла императрице Александре Фёдоровне за завтраком, на котором присутствовали художник Павел Васильевич Жуковский и министр Императорского двора, барон Владимир Борисович Фредерикс. Между гостями произошел спор о нововведениях Петра I относительно русского традиционного костюма, и императрица решила задать балу национальную тему.

— из дневника директора императорского Эрмитажа Ивана Александровича Всеволожского.

Участники исторического бала 1903 г. Неизвестный фотограф. 1903 г.
Участники исторического бала 1903 г. Неизвестный фотограф. 1903 г.

Но костюмированный бал с роскошными нарядами не просто состоялся, а стал поистине историческим: больше в Российской империи с таким размахом балов не давали. Великий князь Александр Михайлович, двоюродный дядя императора Николая II, вспоминал, что

В действительности последний бал империи состоялся позже, в 1904 году.

24 (11) февраля 1903 года состоялся «Вечер». Гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершая так называемый «русский поклон». За приветствием следовал концерт в Эрмитажном театре с ариями из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов», которые исполняли Фёдор Шаляпин и Медея Фигнер, и сценами из балетов Л. Минкуса «Баядерка» и П. И. Чайковского «Лебединое озеро» в постановке М. Петипа при участии Анны Павловой. Затем состоялся ужин, после которого 390 гостей танцевали в Павильонном зале до двух часов ночи.

Группа танцевавших во время бала «Русскую». Лист 164 из «Альбома костюмированного бала в Зимнем Дворце в феврале 1903 г.» А. Рентц и Ф. Шрадер.
Группа танцевавших во время бала «Русскую». Лист 164 из «Альбома костюмированного бала в Зимнем Дворце в феврале 1903 г.» А. Рентц и Ф. Шрадер.

Вторая, «Большая» часть бала состоялась через два дня. На ужине под пение знаменитого Архангельского хора присутствовало 300 человек — члены императорской фамилии, иностранные посыл и представители аристократических кругов. Кульминацией бала стал русский танец в исполнении 20 пар. Солировали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и княгиня Зинаида Юсупова, покорившие всех своей красотой, грацией и обаянием. После окончания бала участников по желанию императрицы Александры Фёдоровны запечатлели лучшие фотографы Санкт-Петербурга: «Боассонн и Эгглер», «Рейссерт и Фличе», «Левицкий и сын», «К. Е. фон Ганн и Ко», Л. Городецкий и другие.

Переплет
Переплет

В 1904 году по заказу Императорского двора в Экспедиции заготовления государственных бумаг был выпущен специальный подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший гелиогравюры и фототипии. Экземпляры распространялись за определенную плату с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала.

Титульный лист «Альбома костюмированного бала в Зимнем Дворце в феврале 1903 г.»
Титульный лист «Альбома костюмированного бала в Зимнем Дворце в феврале 1903 г.»

«Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце в феврале 1903 года», представляющий собой коллекцию снимков — 21 фотогравюру и 174 фототипии — высочайших особ и лиц в русских костюмах XVII века, хранится в Историческом музее.

Сегодня эти фотографии стали ценным историческим источником. Костюмы участников маскарада в стиле «допетровского времени» были созданы по дизайну художника Сергея Сергеевича Соломко и с привлечением специалистов по эпохе царя Алексея Михайловича.

Сегодня эти фотографии стали ценным историческим источником. Костюмы участников маскарада в стиле «допетровского времени» были созданы по дизайну художника Сергея Сергеевича Соломко и с привлечением специалистов по эпохе царя Алексея Михайловича.

Портрет императора Николая II в выходном платье царя Алексея Михайловича. Левицкий Л.С. Фотография Левицкого. 1903 г.
Портрет императора Николая II в выходном платье царя Алексея Михайловича. Левицкий Л.С. Фотография Левицкого. 1903 г.

Сам Николай II был одет в костюм царя — «выходное платье царя Алексея Михайловича»: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл, а императрица Александра Фёдоровна — в костюм царицы Марии Ильиничны.

Портрет императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны в костюмах царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны. Левицкий Л. С. 1903 г.
Портрет императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны в костюмах царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны. Левицкий Л. С. 1903 г.

Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры появились в костюмах стрельцов или сокольничих. Шереметевы точно скопировали изображения костюмов предков на живописных полотнах из семейной галереи.

Великая княгиня Ксения Александровна. Лист ХVII из «Альбома костюмированного бала в Зимнем Дворце в феврале 1903 г.» Боассон и Эгглер.
Великая княгиня Ксения Александровна. Лист ХVII из «Альбома костюмированного бала в Зимнем Дворце в феврале 1903 г.» Боассон и Эгглер.
Великий Князь Александр Михайлович. Лист ХVI из «Альбома костюмированного бала в Зимнем Дворце в феврале 1903 г.» Боассон и Эгглер.
Великий Князь Александр Михайлович. Лист ХVI из «Альбома костюмированного бала в Зимнем Дворце в феврале 1903 г.» Боассон и Эгглер.
Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце в феврале 1903 г. Ее императорское высочество великая княгиня Мария Павловна (Наряд боярыни конца XVII века). С фотографии Левицкого. 1904 г.
Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце в феврале 1903 г. Ее императорское высочество великая княгиня Мария Павловна (Наряд боярыни конца XVII века). С фотографии Левицкого. 1904 г.

Среди почти четырех сотен гостей присутствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничих XVII века.

Тринадцать офицеров Преображенского полка в костюмах для бала. Ателье «Боассонна и Эгглеръ». 1903 г.
Тринадцать офицеров Преображенского полка в костюмах для бала. Ателье «Боассонна и Эгглеръ». 1903 г.

«…Впечатление получилось сказочное, — писал очевидец события, — от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания».

Великая княгиня Елизавета Федоровна. Лист IХ из «Альбома костюмированного бала в Зимнем Дворце в феврале 1903 г.» Асикритов Д. М., Класен В.
Великая княгиня Елизавета Федоровна. Лист IХ из «Альбома костюмированного бала в Зимнем Дворце в феврале 1903 г.» Асикритов Д. М., Класен В.
Великий князь Сергей Александрович. Лист VIII из «Альбома костюмированного бала в Зимнем Дворце в феврале 1903 г.» Асикритов Д. М.
Великий князь Сергей Александрович. Лист VIII из «Альбома костюмированного бала в Зимнем Дворце в феврале 1903 г.» Асикритов Д. М.

Бал в феврале был самым зрелищным развлечением в старом московском стиле. Император Николай II рассматривал его не как обычный маскарад, но как первый шаг к возрождению обрядов и костюмов московского двора.