120 лет назад, 24 (11) и 26 (13) февраля 1903 года, в Зимнем дворце состоялся знаменитый костюмированный бал, на котором весь цвет русской аристократии явился в национальных костюмах XVII столетия, специально сшитых к этому событию. Сам бал был приурочен к 290-летию дома Романовых.
Предшественником бала 1903 года стал бал в стиле à la russe, устроенный двадцатью годами ранее, в январе 1883 года, великим князем Владимиром Александровичем и его супругой в их собственном дворце в Санкт-Петербурге. Считается, что идея бала в русском стиле пришла императрице Александре Фёдоровне за завтраком, на котором присутствовали художник Павел Васильевич Жуковский и министр Императорского двора, барон Владимир Борисович Фредерикс. Между гостями произошел спор о нововведениях Петра I относительно русского традиционного костюма, и императрица решила задать балу национальную тему.
— из дневника директора императорского Эрмитажа Ивана Александровича Всеволожского.
Но костюмированный бал с роскошными нарядами не просто состоялся, а стал поистине историческим: больше в Российской империи с таким размахом балов не давали. Великий князь Александр Михайлович, двоюродный дядя императора Николая II, вспоминал, что
В действительности последний бал империи состоялся позже, в 1904 году.
24 (11) февраля 1903 года состоялся «Вечер». Гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершая так называемый «русский поклон». За приветствием следовал концерт в Эрмитажном театре с ариями из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов», которые исполняли Фёдор Шаляпин и Медея Фигнер, и сценами из балетов Л. Минкуса «Баядерка» и П. И. Чайковского «Лебединое озеро» в постановке М. Петипа при участии Анны Павловой. Затем состоялся ужин, после которого 390 гостей танцевали в Павильонном зале до двух часов ночи.
Вторая, «Большая» часть бала состоялась через два дня. На ужине под пение знаменитого Архангельского хора присутствовало 300 человек — члены императорской фамилии, иностранные посыл и представители аристократических кругов. Кульминацией бала стал русский танец в исполнении 20 пар. Солировали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и княгиня Зинаида Юсупова, покорившие всех своей красотой, грацией и обаянием. После окончания бала участников по желанию императрицы Александры Фёдоровны запечатлели лучшие фотографы Санкт-Петербурга: «Боассонн и Эгглер», «Рейссерт и Фличе», «Левицкий и сын», «К. Е. фон Ганн и Ко», Л. Городецкий и другие.
В 1904 году по заказу Императорского двора в Экспедиции заготовления государственных бумаг был выпущен специальный подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший гелиогравюры и фототипии. Экземпляры распространялись за определенную плату с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала.
«Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце в феврале 1903 года», представляющий собой коллекцию снимков — 21 фотогравюру и 174 фототипии — высочайших особ и лиц в русских костюмах XVII века, хранится в Историческом музее.
Сегодня эти фотографии стали ценным историческим источником. Костюмы участников маскарада в стиле «допетровского времени» были созданы по дизайну художника Сергея Сергеевича Соломко и с привлечением специалистов по эпохе царя Алексея Михайловича.
Сам Николай II был одет в костюм царя — «выходное платье царя Алексея Михайловича»: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл, а императрица Александра Фёдоровна — в костюм царицы Марии Ильиничны.
Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры появились в костюмах стрельцов или сокольничих. Шереметевы точно скопировали изображения костюмов предков на живописных полотнах из семейной галереи.
Среди почти четырех сотен гостей присутствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничих XVII века.
«…Впечатление получилось сказочное, — писал очевидец события, — от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания».
Бал в феврале был самым зрелищным развлечением в старом московском стиле. Император Николай II рассматривал его не как обычный маскарад, но как первый шаг к возрождению обрядов и костюмов московского двора.