О портретах княгини Евгении Федоровны Шаховской-Глебовой-Стрешневой — Блог Исторического музея

О портретах княгини Евгении Федоровны Шаховской-Глебовой-Стрешневой

Княгиня Евгения Федоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева, урожденная Бреверн (24.12.1840 – 12.11.1924) – одна из самых богатых и известных женщин Российской империи, последняя владелица подмосковного имения «Покровское-Стрешнево».

В изданиях, посвященных усадьбе «Покровское-Стрешнево» часто можно встретить фотографический портрет Евгении Федоровны, хранящийся в собрании Исторического музея.

Ателье «Nadar». Портрет неизвестной. Париж, конец 1860-х-начало1870-х гг. Картон, альбуминовый отпечаток.
Ателье «Nadar». Портрет неизвестной. Париж, конец 1860-х-начало
1870-х гг. Картон, альбуминовый отпечаток.

На этой фотографии формата «Cabinet Portrait» 1870-х-1880-х гг. изображена стоящая в полный рост женщина в декольтированном платье, с ниткой крупных бус на шее. Волосы причесаны на прямой пробор и убраны назад. Фотография вклеена в фирменный бланк известного фотографического ателье-фабрики Феликса Надара в Париже. Ни на самой фотографии или ее обороте, ни на листе альбома, куда она вставлена, никаких пояснительных надписей нет. В музейном собрании это фото – единственный экземпляр такой фотографии, хотя известно, что изготовление подобного рода фотографических портретов предполагало небольшой тираж, и, вполне возможно, были повторения. Кроме того, других фотографических или выполненных в других техниках портретов этой женщины обнаружить не удалось, т.е. составить для сравнения ряд портретов оказалось невозможно. Казалось странным, что сохранился только один фотографический портрет такой известной женщины, какой была Е.Ф. Шаховская-Глебова-Стрешнева. Особенно странно, что этот снимок – единственная фотография княгини в альбомах, принадлежавших, судя по дарственным надписям, ее мужу. В инвентарной книге 1938-1939 гг. изучаемое фото записано как «Портрет неизвестной». Аргументы, на основании которых именно это фотографическое изображение было позднее определено как портрет Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой, авторам статьи неизвестны.

Сомнения в правильности атрибуции послужили началом для поиска документально подтвержденных портретов княгини Евгении Федоровны.

Чтобы разобраться в этом вопросе, вкратце обратимся к истории поступления предметов из усадьбы «Покровское-Стрешнево» в Исторический музей.

В 1919 году в главном доме старинной подмосковной усадьбы был организован музей «Покровское-Стрешнево». В 1927 году, 17 марта, было принято постановление Народного Комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции (НК РКИ) о признании «нецелесообразным существование Музея «Покровское-Стрешнево»».

Музей «Покровское-Стрешнево» должен был прекратить свою работу с 1 января 1928 года «в виду того, что… занимает только 1/6 часть всей площади здания», «экспонаты Музея не представляют большой художественной ценности», а «в здании имеется уже 17 квартир и много пустующего места».

В течение лета и осени 1927 года предметы из коллекции Музея, книги из усадебной библиотеки частично передавались в государственные организации, в том числе в московские музеи. Значительная часть экспонатов была списана на продажу в комиссионных магазинах, либо передана в личное пользование жильцам 17 квартир, располагавшихся в главном здании усадьбы. В конце декабря 1927 года «на основании распоряжения уполномоченного по ликвидации Музея «Покровское-Стрешнево» т. Модестова А.А.», оставшиеся экспонаты и часть архива усадьбы были переданы в Государственный Исторический музей.

В Отделе письменных источников Исторического музея (ОПИ ГИМ), в фонде «Научно-ведомственный архив» хранится Акт о передаче 461 экспоната, подписанный заведующей музея «Покровское-Стрешнево» О.И. Шумовой. В списке экспонатов, прилагавшемся к Акту о передаче предметов из музея «Покровское-Стрешнево», были упомянуты различные фотографии в рамах и без них, а также фотоальбомы. В разделе «Мелкие бытовые предметы», упоминаются альбомы «с карточками в разных переплетах, девять штук», «вязка разных фотографий», а также «фотографии на подставках и монтированные в медные и резные деревянные рамы».

Действительно, в отделе изобразительных материалов в фонде фотографии XIX-начала ХХ вв. хранится часть из перечисленных экспонатов. Однако, «девять штук» альбомов «с карточками в разных переплетах», а также «вязка» с неизвестным количеством фотографий, утратив (в силу разных причин) сведения о поступлении из музея усадьбы «Покровское-Стрешнево» вошли в число экспонатов из «старых поступлений до 1957 г.».

Заметим, что инвентарную книгу музея усадьбы «Покровское-Стрешнево», неоднократно упоминаемую в документах, номера которой сохранились на оборотах многих вещей, поступивших в ГИМ, найти пока не удалось. Тем не менее, по сохранившимся музейным наклейкам и дарственным надписям на фотографиях, удалось установить наиболее вероятное происхождение из усадьбы «Покровское-Стрешнево» трех альбомов с фотографиями, относящимся, возможно, к девяти упомянутым в Акте передачи.

Один из трех альбомов принадлежал лично князю Михаилу Валентиновичу Шаховскому-Глебову-Стрешневу (22.09.1836 — 02.02.1892), мужу Евгении Федоровны (с 31.01.1862). Об этом свидетельствуют дарственные надписи, адресованные Михаилу Валентиновичу, на фотографиях в альбоме, хронологически относящихся к периоду губернаторства князя в Тамбове.

Именно в этом альбоме была помещена фотография, которая в настоящее время считается портретом княгини Евгении Федоровны и известна по современным живописным копиям с нее, экспонируемым в театре «Геликон-опера» и в Шаховском районном историко-краеведческом музее. Очевидно, именно эта фотография была использована для создания скульптурного портрета — памятника, посвященного княгине Шаховской-Глебовой-Стрешневой, расположенного в подмосковном поселке городского типа «Шаховская».

Если обратиться к сопроводительному списку экспонатов усадьбы, передаваемых в 1927 году в собрание ГИМ, нетрудно обнаружить под №134 Портрет Е.Ф. Шаховской с инвентарным номером музея усадьбы – 1172. Благодаря содействию хранителя фонда оригинальной графики отдела ИЗО Е.А. Лукьянова, удалось найти этот портрет, выполненный в технике пастели.

Неизвестный художник. Портрет княгини Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Бумага, пастель. 70- е гг. XIX в.
Неизвестный художник. Портрет княгини Е.Ф. Шаховской-Глебовой-
Стрешневой. Бумага, пастель. 70- е гг. XIX в.

На обороте портрета нет надписей, указывающих имя изображенной модели, но есть наклейка с инвентарным номером 1172, который совпадает с номером, указанным в списке к акту передачи.

Фрагмент акта передачи предметов музея усадьбы «Покровское-Стрешнево» в ГИМ
Фрагмент акта передачи предметов музея усадьбы «Покровское-Стрешнево» в ГИМ
Наклейка музея «Покровское-Стрешнево» на обороте портретаЕ.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой
Наклейка музея «Покровское-Стрешнево» на обороте портрета Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой

Следовательно, изображенная на портрете модель – княгиня Евгения Федоровна. На портрете мы видим молодую светловолосую и голубоглазую женщину, с узким вытянутым овалом лица, высоким лбом и миндалевидными глазами. Она одета в голубое полупрозрачное платье, не убранные в прическу волосы струятся по плечам, в руке княгиня держит цветок розы с облетающими лепестками. Над головой женщины в небе сияет звезда. Вероятно, княгиня изображена в некоем театральном образе.

Проблема заключалась в том, что изображенная на пастельном портрете княгиня совершенно не похожа на женщину, запечатленную на упомянутой выше фотографии. Однако, считать, что на комплиментарном театрализованном пастельном портрете изображена именно княгиня Евгения Федоровна, опираясь только на ссылку к краткой записи в сопроводительном списке к акту передачи, было недостаточно.

В ОПИ ГИМ в фонде 47 хранится часть усадебного архива, поступившего вместе с предметами из музея усадьбы. В этом архиве есть альбом воспоминаний княгини Евгении Федоровны (названный в советское время «Альбомом тщеславия»), составленный ею, скорее всего, в преклонном возрасте. В нем собраны газетные и журнальные вырезки с упоминаниями о княгине и ее муже в светских хрониках, программки любительских спектаклей и балетов, с участием Евгении Федоровны, меню званых обедов, письма (в т.ч. от императрицы Марии Федоровны), визитные карточки, фотографии и т.д. На одной из страниц этого альбома вклеены вырезки из немецкого журнала «Die Woche» (1913) и из отечественной газеты «Санкт-Петербургские ведомости» (1913) с репродукциями одного и того же портрета Евгении Федоровны. Из подписи к портрету на немецком языке («Fürstin Schahovskoy-Gleboff-Strechneff. Die Schlossherrin von Pokrowskoie –Strechnewo, nach einem Gemälde von Jalabert») следует, что опубликованное изображение – портрет княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой, владелицы имения Покровское-Стрешнево, кисти парижского художника Шарля Жалабера (1819 – 1901).

Вырезка из газеты «Die Woche» (1913 год). Лист из альбомавоспоминаний
Вырезка из журнала «Die Woche» (1913 год).  Лист из альбома
воспоминаний

Помимо репродукций портрета, в альбом воспоминаний также вклеены вырезки из французских газет с заметками о портрете княгини и критикой Салона 1873 года, на котором он впервые был представлен публике. Несмотря на черно-белое изображение и посредственное качество полиграфии, очевидно, что на портрете французского живописца в пасторальном образе изображена та же женщина, что и на пастельном портрете из собрания ГИМ (характерно вытянутый овал лица, высокий лоб, миндалевидные глаза). К сожалению, местонахождение этого портрета на сегодняшний день неизвестно.

Еще одно подписанное изображение княгини было найдено в фамильной книге рода Бревернов «Die Famielie von Brevern. Eine genealogische Bilddokumentation», изданной в Ганновере в 1996 году Олафом фон Бреверном очень ограниченным тиражом. В этой книге собраны портреты и биографические сведения о представителях разных ветвей рода Бревернов. Несколько экземпляров книги хранятся только в семьях потомков рода. Один экземпляр этого издания был подарен автором в 1990-х годах Лилиане Иоаганнес — Эдуардовне Бреверн (р.1929) – внучке Понтуса Бреверна де ла Гарди, родственника княгини Евгении Федоровны по отцовской линии. Об уникальном издании фамильной книги Лилиана Эдуардовна, известный переводчик бразильской и португальской литературы, упоминала в своей книге воспоминаний «Судьба, судьбою, о судьбе» (Москва, 2014). Благодаря отзывчивости и доброму расположению Л.Э. Бреверн и ее дочери Бэлы Юрьевны нам представилась возможность ознакомиться с содержанием фамильной книги.  На 36 странице опубликован фотографический портрет Евгении Федоровны в юном возрасте.

Страница № 36 из фамильной книги Бревернов «Die Famielie vonBrevern. Eine genealogische Bilddokumentation»
Страница № 36 из фамильной книги Бревернов «Die Famielie von
Brevern. Eine genealogische Bilddokumentation»

На этой фотографии представлен образ с вполне узнаваемыми и характерными чертами: узкое и немного удлиненное лицо, миндалевидные глаза, высокий лоб.

Благодаря выявленным документально подтвержденным портретам княгини нам удалось также найти и атрибутировать три фотографических портрета, которые ранее считались портретами неизвестных.

Оттилия Виганд (Ottilie Wigand). Портрет Е.Ф.Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Висбаден, 1870-е гг. Картон, альбуминовый отпечаток.
Оттилия Виганд (Ottilie Wigand). Портрет Е.Ф.Шаховской-Глебовой-
Стрешневой. Висбаден, 1870-е гг. Картон, альбуминовый отпечаток.

Очевидно, что портретами Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой являются две фотографии, созданные в один визит княгини в ателье Оттилии Виганд (Ottilie Wigand) в Висбадене (обрезанная в овал под рамку фотография формата «Carte de visit» с профильным портретом молодой княгини с пышной прической в стиле XVIII века, украшенной нитью жемчуга и длинным локоном, и фотография кабинетного формата, представляющая княгиню анфас с той же прической и с цветком розы, поднесенным к лицу).

Оттилия Виганд (Ottilie Wigand). Портрет Е.Ф.Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Висбаден, 1870-е гг. Картон, альбуминовый отпечаток.
Оттилия Виганд (Ottilie Wigand). Портрет Е.Ф.Шаховской-Глебовой-
Стрешневой. Висбаден, 1870-е гг. Картон, альбуминовый отпечаток.

Фотография кабинетного формата, созданная неизвестным фотографом, на которой представлена девушка, сидящая в несколько театральной позе, будто в задумчивости обронившая книгу, также может быть атрибутирована как фотографический портрет княгини Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой.

Неизвестный фотограф. Портрет Е.Ф.Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Западная Европа (?), начало 1870-х гг. Бумага, картон, альбуминовый отпечаток.
Неизвестный фотограф. Портрет Е.Ф.Шаховской-Глебовой-
Стрешневой. Западная Европа (?), начало 1870-х гг. Бумага, картон,
альбуминовый отпечаток.

Судя по возрасту Евгении Федоровны, представленные фотографии были созданы около 1870 года. На всех фотографических портретах перед зрителем вновь предстает женщина с узким удлиненным овалом лица, миндалевидными глазами и высоким лбом.

Итак, в результате поисков удалось атрибутировать три фотографических портрета Евгении Федоровны Шаховской-Глебовой-Стрешневой на основании найденных свидетельств и выстроить ряд портретов княгини. Стало очевидно, что фотографический портрет, изготовленный в фотоателье Надара в Париже не вписывается в этот ряд. Никаких аргументов в пользу версии, что именно на нем изображена княгиня Шаховская-Глебова-Стрешнева пока не обнаружено. Напротив, пастельный портрет, репродукция портрета кисти Ш. Жалабера и фото, опубликованное в фамильной книге Бревернов, документально подтверждают иную внешность знаменитой княгини.

Коллекция предметов, поступившая из музея усадьбы «Покровское-Стрешнево» в Исторический музей, довольно велика и хранит еще много тайн, которые только предстоит разгадать…

Авторы — Анастасия Черненкова, н.с. отдела ИЗО,  Лидия Соколова, м.н.с. отдела ИЗО