36 лет спустя, или кутюрное платье Givenchy — Блог Исторического музея

36 лет спустя, или кутюрное платье Givenchy

Пространство «Театр» на выставке. Фото PS Culture
Пространство «Театр» на выставке. Фото PS Culture

В одной из витрин пространства «Театр» на выставке «Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города» представлено платье из искусственной парчи, созданное модным домом Givenchy. Платье находится в собрании Исторического музея — оно было подарено музею самим дизайнером во время его визита в Москву в ноябре 1985 года. Вот автограф мэтра в книге посетителей:

Автограф Юбера де Живанши
Автограф Юбера де Живанши

Кроме того, сохранилось поистине историческое фото того года. Вы удивитесь, но на нём платье представлено не на манекене, а на живом человеке!..

Л. Г. Сахарова в платье Живанши (третья слева). ГИМ, 1986 г.
Л. Г. Сахарова в платье Живанши (третья слева). ГИМ, 1986 г.

Моделью для наряда haute couture выступила Людмила Геннадиевна Сахарова, в ту пору сотрудница музея. Передаем ей слово:

«В Исторический музей тогда поступило два платья Живанши: голубое в стиле рококо и красное с фигаро с изображением «турецкого огурца». Сотрудникам отдела тканей нужно было выбрать одно из них, а другое отправить в Эрмитаж. Платья хотели посмотреть на манекене, но они оказались слишком крупными, и тогда пригласили меня. Это было незабываемо!…

Я примеряла оба платья, был приглашённый фотограф. В результате ГИМ выбрал красный наряд. К сожалению, мне было неудобно просить фотографии, поэтому у меня осталась только эта маленькая ч/б фотокарточка…»

Л. Г. Сахарова на выставке. 2022 г.
Л. Г. Сахарова на выставке. 2022 г.

На выставке «Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города» платье экспонируется впервые. Оно было создано в 1960-е гг., когда дизайнер начал экспериментировать с искусственными материалами. Любопытен прием создания костюма-двойки с короткой испанской курточкой или жакетом-фигаро, приобретшим популярность в Париже после премьеры известной пьесы Бомарше. Обычно он выше талии и не застегивается на груди. Богатый декор данного жакета наделен явным восточным колоритом.

Детали болеро. Фотограф Сергей Милицкий, ГИМ
Детали болеро. Фотограф Сергей Милицкий, ГИМ

Так же как и короткий жакет-болеро, фигаро стал охотно использоваться в XX веке именитыми дизайнерами при создании женских образов haute couture. Юбер де Живанши, открывший собственный Модный дом 70 лет назад, в 1952 году, был известным классиком от моды. «Я всегда старался делать вещи чистыми и простыми. Форма и силуэт должны подчеркивать достоинства тела» — говорил кутюрье. Среди его клиенток были баронесса Ротшильд, Жаклин Кеннеди, Грейс Келли и бессменная муза дизайнера — актриса Одри Хёпберн.

Выставка открыта до 13 февраля 2023

Благодарим Людмилу Сахарову и Армине Макичян за предоставленные материалы.