Давки, вафельницы, утюги. Как туляки делали быт комфортнее — Блог Исторического музея

Давки, вафельницы, утюги. Как туляки делали быт комфортнее

Помимо разнообразного оружия, самоваров и уникальной скобянки туляки-металлисты изготавливали множество устройств, использовавшихся в быту. Изучим некоторые из них, представленные в собрании Исторического музея.
Утюжок с изображением герба Тулы. Первая треть XIX века
Утюжок с изображением герба Тулы. Первая треть XIX века

Какая бытовая техника, говоря современным языком, в веке XIX была символом достатка и демонстрировалась хозяевами публично?
И это – не самовар.
Утюг!

Промышленное производство утюгов в России начинается в ХVIII веке. Разнообразие приспособлений для глажки было поразительным: наряду с утюгами универсальными существовали приборы для манжет, кружев, шляп, перчаток и даже бильярдных столов; последними утюжили на них сукно. Конструкции старинной бытовой техники для глажки тоже были разными: утюги литые, утюги угольные, утюги-коробки (с вкладышами), спиртовые.

Тороватые тульские мастера не могли оставить без внимания пользующиеся спросом изделия. В промышленном центре было несколько умельцев, занимавшихся производством таких приборов.

В собрании ГИМ хранятся несколько тульских утюгов.

Один из них – утюжок, датированный первой третью XIX века, выкован из стали, инкрустирован золоченой и серебреной медью. Ручка у утюжка деревянная, следов огня на ней нет: значит, утюг на огне не грели и уголья в него не закладывали. Тыльная сторона нашего утюжка приподнимается с помощью стержня, укрепленного у рукояти с деревянной точеной ручкой. Внутри, на спиральном выступе, расположенном на дне, – железный вкладыш. Нагревался как раз этот вкладыш, затем его помещали в утюг. Вкладышей было несколько: пока один отдавал тепло при утюжке, нагревая гладящую поверхность, другой ждал своей очереди на огне. Приборы подобной конструкции не чадили, в отличие от угольных, не оставляли черных пятен на одежде, не обжигали руки.

Безымянный мастер (возможно, это его инициалы М И К расположены у основания рукояти) украсил утюжок недвусмысленно: в центре верхней крышки в технике высокой насечки выполнен герб Тулы в круглой раме под двуглавым орлом. Герб города оружейников вместе с другими гербами городов Тульского наместничества высочайше утвержден в 1778 году императрицей Екатериной II. Высокой серебряной насечкой выполнены «горизонтально положенный на двух серебряных шпажных клинках, лежащих наподобие Андреевского креста, концами вниз, серебряный ружейный ствол: вверху же и в низу по одному молоту золотому: все сие показывает примечания достойный и полезный оружейный завод, находящийся в сем городе».

Вероятно, что подобный утюжок, выполненный тульским мастером Романом Черниковым, был представлен на первой публичной выставке российских мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге в 1829 году.

Вафельница (Фрагмент ). 1800-е гг.
Вафельница (Фрагмент ). 1800-е гг.
Вафельница (фрагмент). 1808 г.
Вафельница (фрагмент). 1808 г.
Вафельница (фрагмент). 1810-е гг.
Вафельница (фрагмент). 1810-е гг.

«Нагрей над жаром вафельные доски, смажь их кусочком масла, завернутым в ветошку; наливай в них теста и запекай над жаром или всовывая в горячую печь. К выниманию должно доски осмыгнуть (очистить), не разжимая, по ребру, чтоб снять тесто, вылившееся на края, которое обыкновенно сгорает». Это выдержка из «Всеобщего и полного домоводства» (1795) туляка, помещика, писателя, переводчика и экономиста Василия Лёвшина, которого можно считать первым русским фуд-журналистом. Руководство к действию требовало инструментов. И опять тульские мастера пришли на помощь!

В собрании Исторического музея хранятся несколько приспособлений из Тулы для выпечки вафель. Чугунные, диаметром до 12 см, все выполнены до 1810 года.

Конечно, вафельницы чугунные (этот металл дольше держит тепло, легко очищается) делались и в других регионах, например, в знаменитых Каслях. Но тульские из чугуна лились, а не штамповались, у них иная конструкция, сродни плоской сковороде с низкими бортами и длинными ручками. Такие удобно было ставить в русскую печь и переворачивать. Примечателен и декор: рельефное изображение двуглавого орла: все же частники, изготавливавшие подобную утварь, были чаще всего выходцами с казенных предприятий.

Говорят, что вафли придумали немцы, рецепты изготовления передавались от поколения к поколению и хранились у сердца как состав пороха. Что касается технологии изготовления десерта, она крайне проста: железные листы (позже они станут фигурными частями чугунной утвари) нагревались, смазывались маслом, между ними заливали тесто, зажимали, отправляли или в печь, или на открытый огонь. Ну а дальше – все как у Лёвшина: горелый край обрезать и наслаждаться.

Коромысло весов 1794. Россия, Тула

Коромысло весов 1794. Россия, Тула
Коромысло весов 1794. Россия, Тула

Коромысло по словарю Даля — рычаг в деле; шест или железный брус, который лежит на опорной точке и ходит вверх и вниз на перевесе. Конструкция легла в основу простейших весов, которые так и называются — коромысловые. Они представляют собой равноплечий рычаг, опора которого располагается на равном расстоянии от точек приложения сил. В основе действия — принцип равновесия: нужно уравнять взвешиваемый товар, подвешенный на одном конце, с эталоном на конце противоположном.

Тульские мастера, имевшие дело с металлом, не могли пройти мимо такой бытовой техники. И освоили производство коромысловых весов, выпустив в свет множество приборов, клейменных фамилиями мастеров и датами. Некоторые из которых хранятся в собрании Исторического музея.

Эти весы изготовил мастер Козьма Скопин. Коромысло в виде стержня с надписями «Тула 1794» и «МКС». На концах —по крючку. В середине рамка с кольцом, стрелкой, подвеской медной гайкой и двумя медными щитами. Материал — железо, насечка выполнена из меди.

Весы небольшие — длина составляет 32 сантиметра. Видимо, для того, чтобы всегда под руками были.

Щипцы для орехов (давки)
Щипцы для орехов (давки)

Том Кенти, герой повести Марка Твена «Принц и нищий», орехи колол большой государственной печатью. Мальчику, выросшему на улице среди нищих и чудом оказавшемуся в королевских покоях Генриха VIII, было невдомек, что для извлечения ядра из ореха существуют специальные приспособления. Одно из таких, не королевское, а отечественное. Кованые щипцы для орехов (небольшие – чуть длиннее 12 см и шириной в два) датированы последней четвертью XVIII века, сделаны в Туле. Такие приборы еще называли давками – они не раскалывали, а давили орехи. Давки для орехов были типичным предметом быта, достаточно популярным: зубы всегда обходились дорого. Впрочем, подобный представленному предмет тоже мог позволить себе не каждый. За схожие стальные щипцы в 1748 г. Кабинет Ее Императорского Величества заплатил 51 руб.

Щипцы из собрания Исторического музея двухсторонние, с ребристыми бортами, вращаются на вертлюге. На каждой стороне насечён орнаментальный декор — звездочки и переплетающиеся стебли, выполненные золотой наводкой. Золотой декор выглядит особенно четко на фоне бархатистой вороненой стали. На квадратных «щечках» – углубления для удерживания ореха.

Подобные предметы свидетельствовали о квалификации исполнителя, его умении владеть техниками декоративной обработки стали. Более того, чтобы получить звание мастера на оружейном заводе, ученик должен был представить казенное или партикулярное изделие, выполненное с применением комбинации разнообразных декоративных техник. На это существовала подробнейшая инструкция.

В 1780-х гг. «приборный отдельщик» И. Земцов для получения звания мастера представил «щипцы для давления орехов, с насечкою золотом и серебром».

Нет, большая королевская печать конкуренции с тульскими давками не выдерживает.