Скульптура «Тульская крестьянка» (высота около 20 см) родом из Петрограда, где была изготовлена на Государственном фарфоровом заводе (сейчас — Императорский фарфоровый завод) в 1920-х гг. Получается, фарфоровой барышне больше ста лет. Входила в серию «Народности России», так что у нее есть «братья» и «сестры», представляющие разные губернии. Делали мелкую пластику методом литья, расписывали, раскрашивали и обжигали.
История серии, изображавшей российские этносы, занимательна. Первые такие статуэтки появились в России в конце XVIII в. Серию «народностей России» исполнил на Императорском фарфоровом заводе французский скульптор Ж.-Д. Рашетт. По идее автора серия прославляла огромную и богатую страну — Россию и ее императрицу Екатерину II.
Первоначально фигуры высотой около 25 см предназначались для декорирования парадного стола по образцу торжественного surtout-de-table, исполненного на Берлинской Королевской фарфоровой мануфактуре и преподнесенного Екатерине II Фридрихом Великим. Императрица очень гордилась этим подарком и с великим удовольствием демонстрировала его гостям. Интересно, что визуальным источником для немецкого подарка были изображения, выполненные великим немецким математиком Л. Эйлером, членом Петербургской Академии наук, который принимал участие в создании иллюстрированного атласа Российской империи.
К 300-летию дома Романовых, в 1907 г., Николай II поручил изготовить новую серию. Ее основой стали сведения первой и единственной российской переписи населения 1897 года. Возглавляли «научно-фарфоровые» работы директор Императорского фарфорового завода барон Николай Вольф и директор Музея антропологии и этнографии, автор 150 научных трудов, академик Василий Радлов. Фигурок задумывалось 400, в окончательном списке осталось 74 фарфоровых мужчин и женщин. Чтобы создать скульптуру, специалисты изучали подлинные костюмы, украшения и предметы быта, антропологические особенности представителей каждой местности. В списке народностей, намеченных для исполнения первыми, было 33 народности. В качестве образца Николай II утвердил фигуру жителя Приамурья и Сахалина — гиляка и велел изготовлять другие фигуры схожим образом в количестве 3-4 штук в год.
Руководителем проекта стал Павел Каменский, выпускник Императорской Академии художеств, внук русского живописца, медальера и скульптора, вице-президента академии графа Ф П. Толстого; к тому времени заведующий бутафорскими мастерскими Императорских театров. Каменский — автор скульптурных бюстов М. И. Глинки и А. И. Серова для фасада Мариинского театра, надгробия на могиле П. И. Чайковского. Каменский-декоратор тонко чувствовал материал и понимал важность деталей.
Модель крестьянки Тульской губернии Каменский представил на утверждение администрации Императорского фарфорового завода в 1908 г. Тула была одним из крупнейших промышленных центров империи; это обстоятельство пошло в плюс при утверждении модели. И миру явилась молодая замужняя женщина из Тульской губернии в праздничном наряде, исторически и этнографически верном.
Закончилась работа над серией в 1917 году. Однако фарфоровый завод, после революции национализированный, выпускал единичные копии. Шли они в 1920-х на дипломатические подарки. Видимо, и фарфоровая тульская барышня из собрания ГИМ тоже выполняла роль презента.