В 1905 году в числе предметов из коллекции Алексея Петровича Бахрушина в собрание Исторического музея поступил альбом «Варшавская жизнь в силуэтах Розена, Рышкевича и Овицкого». Альбом наполнен интереснейшими иллюстрациями польских художников: Яна Богумила Розена (1854–1936), Юзефа Рышкевича (1856–1925) и Яна Фелициана Овицкого (1852–1913). Все эти художники в свое время были студентами Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Я.Б. Розен и Ю. Рышкевич прославились как мастера батальной живописи, а Я.Ф. Овицкий был одаренным пейзажистом.
В альбоме «Варшавская жизнь в силуэтах Розена, Рышкевича и Овицкого» представлено более шестидесяти рисунков, выполненных тушью. Среди них есть немало пейзажей, бытовых и жанровых сцен. Они перемежаются с юмористическими, ироническими, порой саркастическими сюжетами на тему повседневной жизни России и Европы конца XIX века. Рассмотрим их более подробно.
Ян Розен посмеивался над художественными выставками, где порою нет посетителей, или их слишком много.
Он же создал шуточные картинки, рассказывающие о прогулке жителя Варшавы конца XIX века с русалкой в проточной трубе и об их встрече с драконом.
Я.Б. Розен острил на тему дачного отдыха. Из его рисунков можно узнать о коллизиях такого «отдыха»: возможность удить рыбу из окна после сильных дождей, детские игры всегда с дракой, собачий лай, мужья-дачники нелепо толпятся с котомками на вокзале.
Милой шуткой Розена выглядит изображение «Добрые гении Варшавы», где в качестве добрых гениев над городом, будто бабочки, парят на крыльях дети, женщины и мужчины – музыканты.
В графических работах «Казак» и «Амазонка» мы видим, как Розен и Рышкевич шутили над искусством верховой езды: амазонка парит в воздухе, а конь под казаком изображен скачущим в неестественном галопе, словно заяц.
Ян Овицкий, иронизируя над любовью охотников к хвастовству, изобразил охотника-любителя с охотничьей трубой, бóльшей по размеру, чем охотничье ружье.
Вакханка, персонаж античной мифологии, на рисунке Овицкого выглядит разбитной дамой, которая возлежит на тигровой шкуре на берегу водоёма на фоне растений в кадках и горшках. Запрокинув голову, она жадно пьет горячительное из стеклянной бутылки.
В одном из рисунков Юзеф Рышкевич подшучивал над фотографами-любителями, изобразив их стоящими в кругу, словно в хороводе, и напряженно пытающимися запечатлеть одну и ту же «облысевшую» наклонившуюся пальму с разных ракурсов.
«Ловкий» кассир на рисунке Рышкевича виртуозно вырезает из бумаги человечка для ребенка, вместо того чтобы выдать деньги людям, столпившимся у его окна.
В рисунке «Напрасная конкуренция» художник горько шутит над ситуацией, когда самые выгодные коммерческие предложения бессмысленны, если в кармане нет ни гроша.
Забавно изобразил Ю. Рышкевич эпизод из музыкального концерта: чтобы взять верхнюю ноту, певица старательно выгнула стан; дирижер, охваченный бурей эмоций, выразительно вскинул руки; справа от него толпится женский хор с партитурами в руках, а за спиной певицы – музыканты оркестра не обращают на дирижера ни малейшего внимания.
Представленные рисунки в альбоме «Варшавская жизнь в силуэтах Розена, Рышкевича и Овицкого» показывают, что в жизни всегда есть повод улыбнуться и пошутить.