Пётр Мосягин и его кинокамера — Блог Исторического музея

Пётр Мосягин и его кинокамера

В собрании Исторического музея хранится кинокамера французского производства, принадлежавшая Петру Васильевичу Мосягину (1888–1960) — ярославскому купцу, художнику и кинематографисту.

Кинокамера, кинокомпания «Братья Пате» (Pathe Freres). Начало XX в.
Кинокамера, кинокомпания «Братья Пате» (Pathe Freres). Начало XX в.
 Мосягин Пётр Васильевич, оператор. 1920 г.

Мосягин Пётр Васильевич, оператор. 1920 г.

В 1914-1918 гг. Мосягин работал в Ярославле на киностудии акционерного общества «Г. Либкин и Ко». Снял 150 фильмов, практически все погибли во время пожара на киностудии в 1918 году.

Кинокамера, кинокомпания «Братья Пате» (Pathe Freres). Начало XX в.

На передней стенке камеры две накладки с надписями: на одной — «CINEMATOGRAPHES PATHE FRERES 14 RUE FAVART PARIS»; на другой — «ПЕТР МОСЯГИН». На задней стенке камеры две накладки: на одной — изображения слоников, на другой надпись: «ПЕТР МОСЯГИН». На боковой стенке камеры три накладки: два знака «X ЛЕТ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ» и один знак «XV ДА ЗДРАВСТВУЕТ МИРОВОЙ ОКТЯБРЬ».

После переезда в Москву Пётр Васильевич работал оператором на разных киностудиях, пробовал свои силы как режиссер.

 Кадр из неизвестного фильма. Фабрика Либкена. Ярославль, 1914-1917 гг.
Кадр из неизвестного фильма. Фабрика Либкена. Ярославль, 1914-1917 гг.

В 1914-1918 годах работал на киностудии акционерного общества «Г. Либкин и Ко» в Ярославле. Снял в эти годы более десяти фильмов. Все они погибли во время пожара на киностудии в 1918 году. В этот период стал сотрудником Губсекции ИЗО, его имя встречается в списках Рабиса по секции «кинофикация».

Мосягин Пётр Васильевич, оператор, и его помощник пишут декорации для фильмов Либкена. Фабрика Либкена. 1914-1915 гг.
Мосягин Пётр Васильевич, оператор, и его помощник пишут декорации для фильмов Либкена. Фабрика Либкена. 1914-1915 гг.

После переезда в Москву работал оператором на разных киностудиях, пробовал свои силы как режиссер. Эти грани его творчества, увлечение фотографией отразились на его произведениях. Очень часто композиционно они напоминают стоп-кадр. В цветовом решении они также ассоциируются с «кинематографическим» видением.

Зебель, Франциссон и Мосягин Пётр Васильевич, операторы кинофабрики Г.И. Либкена. Неизвестный фотограф. 1915 г.
Зебель, Франциссон и Мосягин Пётр Васильевич, операторы кинофабрики Г.И. Либкена. Неизвестный фотограф. 1915 г.

В 1944 году, как режиссер к/ст «Воентехфильм», был награжден «За успешную работу в области советской кинематографии в дни Отечественной войны и выпуск высокохудожественных картин».

Мосягин Пётр Васильевич, оператор, и Веселовский Сигизмунд Я., режиссёр, во время подготовки к съёмке в павильоне. Фабрика Либкена. 1916 г.
Мосягин Пётр Васильевич, оператор, и Веселовский Сигизмунд Я., режиссёр, во время подготовки к съёмке в павильоне. Фабрика Либкена. 1916 г.

О камере рассказывает Наталья Каргополова, научный сотрудник Исторического музея