Тульская сталь — Блог Исторического музея

Тульская сталь

Особое место в отечественной художественной культуре XVIII — первой половины XIX века занимает искусство художественной стали, которым в совершенстве владели тульские оружейники. Единый оригинальный стиль, рожденный целостностью художественного метода и традиционными приемами отделки оружия и партикулярных вещей сделал изделия тульских умельцев предметами национального престижа. С середины 1750-х годов тульская сталь входила в число посольских даров.

Искусство тульской художественной стали развивалось во многом благодаря государственной и лично императорской поддержке. Самодержцы российские проявляли активнейший интерес к деятельности Тульского оружейного завода; наезжала сюда и состоятельная российская аристократия, и императорские особы европейских государств. В собрании Исторического музея хранится коллекция тульской художественной стали: оружие и бытовые, партикулярные предметы.

Курильница. Конец XVIII – начало XIX вв.
Курильница. Конец XVIII – начало XIX вв.
Паровая курильница. Начало XIX в.
Паровая курильница. Начало XIX в.

18 февраля 1806 года из Москвы в Ирландию было отправлено письмо. Аристократка Кэтрин Вильмонт, гостившая в России по приглашению княгини Дашковой, описывала родным свои впечатления: «в раззолоченных будуарах сидят богато одетые жены, дочери, внучки вельмож; перед ними танцуют крепостные и курятся благовония…».

Курить благовония — значит ароматизировать помещения. Для процесса существовали специальные приборы — курильницы. Их заполняли пахучими смолами, стружками, которые, тлея, наполняли залы или комнаты ароматным дымком.

Сами курильницы были стальными, в их оформлении использовали различные материалы — медь, дерево для ручек, их воронили, детали покрывали позолотой. Изготавливали курильницы и в Туле. Несколько таких приборов хранится в собрании Исторического музея. Тульская работа узнаваема: по рисунку, приемам, технике. Курильница в виде золочено-медного цилиндра в ажурной железной оправе. Остроконечная крышка с насечёнными и золочёными цветочными гирляндами увенчана розеткой с объемными листьями. Стоит на трех ножках-завитках.

Воздух освежали не только дымом, но и паром. Из специальных паровых курильниц. В них пар образовывался при нагревании горелкой ароматической жидкости в резервуаре и выходил из трубочек на крышке.
Вот как раз такая курильница тульского производства, с тремя змейками, представлена на втором снимке. Ее резервуар установлен на круглой подставке с четырьмя парами колонн. В верхней части резервуара — съемная круглая крышка с тремя изогнутыми трубками в виде змеек — через них выходил пар.

Свешников (?) Иван (Мастер). Пресс-папье. Середина XIX в.
Свешников (?) Иван (Мастер). Пресс-папье. Середина XIX в.

Непременным атрибутом письменного стола некогда был вот такой предмет. Прижиматель бумаги. Изначально его использовали для того, чтобы прижимать к столешнице бумаги, дабы они не разлетались по комнате при сквозняке. Делали пресс-папье из металла, дерева, стекла, камня. С середины XIX века к пресс-папье стали крепить промокательную бумагу, нижняя часть прибора стала полукруглой — так удобнее было промокать чернила.

Конечно, пресс-папье было предметом, демонстрирующим статус владельца. У кого-то это был просто камень, подобранный на дороге, у кого-то — произведение искусства, как в нашем случае. Пресс-папье XIX века — стальное, прямоугольное в основании, черырехгранное. На накладке, где грани сходятся, восседает зеленомедная птичка-ручка. На каждой грани в трапециевидной рамке насечены корзины с цветами в окружении листьев и завитков; по краям — рамка с насеченными цветами и листьями. Накладной орнамент — с позолотой. Специалисты Исторического музея, в собрании которого хранится пресс-папье, с высокой долей вероятности предполагают, что предмет изготовлен тульским мастером Иваном Свечниковым. Свечников создавал свои произведения в традициях тульской художественной стали. Его орудие и партикулярные изделия были известны далеко за пределами Тулы. В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве мастер был удостоен бронзовой медали за красивые стальные изделия с насечкой.

Пресс-папье сегодня, скорее, предмет коллекционирования. Но приглядитесь к процедуре подписания соглашений на высшем уровне. Бумаги подписывают перьевой ручкой, по традиции. Перед тем, как закрыть папку и передать ее дружественной стороне, подпись промакивают. Да, пресс-папье!

Намотка для ниток с выдвижным ящичком
Намотка для ниток с выдвижным ящичком. 1780-е гг.

Тульские оружейники были прекрасными маркетологами и жили не только оружием, помня про дамские потребности. Дамы ведь в глазах общества еще и рукодельницами должны быть. И вот прекрасный пример из XVII века: намотка для ниток с выдвижным ящичком, статусная вещь. Считается оригинальным изобретением тульских мастеров.
В конце XVIII в. в странах Западной Европы сходные предметы для наматывания нитей для вышивания представляли собой одну катушку на рукояти, которая могла крепиться к поясу вышивальщицы.

Конструкция из собрания Исторического музея относится к 1780-м годам. Намотка выполнена в виде двух вертикальных стоек с ажурным арочным завершением со стальными «бриллиантами». В центре арки — фигурная балясина, внизу — крючок. На стойках — тоже тульские стальные «бриллианты». К стойкам прикреплены три катушки с подвижными дисками. Стойки укреплены на многоярусном прямоугольном основании. Оно украшено чередующимися поясами стальных ложек и «бриллиантов», цветочных гирлянд и фестонов. В нижней части основания — выдвижной ящичек.

Наше изделие предназначено для размещения на рабочем столике. На катушки наматывали нити разных цветов, крючок в верхней части, через который нити перекидывались, не давал возможности перепутать их. Подвижные диски играли роль своеобразных разделителей, позволяющих использовать разноцветные нити. При необходимости, когда нить определенного цвета заканчивалась или нужно было ввести нить другого цвета или оттенка, могла быть заменена вся катушка, которая снималась со стоек.

Подобные предметы играли особую роль в интерьере последней четверти XVIII в. Подчеркнуто парадный характер намотки, вероятно, предполагал ее использование в демонстрационных целях. Предмет представлял его владелицу как искусную вышивальщицу, а значит, и разумную, рачительную, хозяйку.

Шкатулка для рукоделия
Шкатулка для рукоделия

Шкатулка для рукоделия. Изготовлена в Туле, в 1814-1815 годах. Основной материал — сталь. Крышка откидная, в ней с внутренней стороны — стальное зеркало в золоченой раме с рельефными пальметтами. Покоится на восьми ножках-шариках из золоченой бронзы.

Шкатулка для рукоделия
Шкатулка для рукоделия

Внутри шкатулки — девять отделений. В большее вставлена стальная выемная трехчастная коробка, оклеенная зеленым бархатом. Внешние стенки богато украшены цветами. Под коробкой в боковой стенке есть потайной ящичек, который хитро открывается. В отделениях шкатулки хранились ручка для крючка, пяльцы, игла и челнок для филейного вязания, штифт, швейка с зажимом, рогулька для плетения шнуров и звездочки — основы для клубка. Все выковано из стали, травлено цветочными рисунками.

Шкатулка для рукоделия

На лицевой стенке в центре — вензель ЕА. Сотрудники Исторического музея, в собрании которого хранится произведение, предполагают, что шкатулка предназначалась как подарок Екатерине II, но была вручена императрице Елизавете Алексеевне — инициалы имен императриц совпадают. По сторонам вензеля — фигуры женщин — образы Гениев Победы на фоне военного снаряжения. Боковые стенки украшает фигурный щит под императорской короной, с двуглавым орлом. На крышке — сидящая на облаках Минерва, покровительница городов, ремесла, музыки, поэзии, скульптуры. В русской иконографической традиции XVIII века мифологический образ богини был наполнен новым аллегорическим смыслом: ее считали покровительницей императора и всех его деяний. Позднее происходит отождествление образа Минервы с Екатериной II — мудрой правительницей и великой государыней.

Паж
Паж

Конечно, суровые тульские оружейники были дамскими угодниками. Доказательство тому — перед вами. Эта дамская штучка, хранящаяся в собрании Исторического музея, сделана в Туле.

Перед вами — паж. В России его называли еще «вздержкой». Держатель для юбок паж (skirt lifter, dress holder) был запатентован в 1876 году в Англии и сразу вошел в моду, так как был практичен. Устройство позволяло даме приподнимать и удерживать одну из нижних или верхних юбок либо шлейф. Волочащийся по земле наряд считался моветоном. С закрепленными пажем юбками было удобно подниматься и спускаться по лестнице.

Но, похоже, в России этот дамский аксессуар освоили раньше, чем в европах. Паж работы тульских мастеров датирован 1741 годом. Дата читается на одной из пластин, из которых состоит изделие. Пластин, скрепленных между собой — шесть, средние укреплены рельефными розетками. С одной стороны тульского пажа — два овальных кольца, с другой — зажимы в виде тех же розеток. Как раз эти зажимы и фиксировали юбку, иногда — в нескольких местах. Через кольца чаще всего продевался шнурок, который крепился к поясу на специальной пряжке — шатлене. На последнем дамы носили мелочи — ножницы, записные книжки с карандашиками на цепочке, ключи, лорнеты. Шнурок подтягивался, юбка приподнималась и, оставаясь чистой, давала возможность хозяйке элегантно двигаться. Историки моды полагают, что паж/подъемник юбки был аксессуаром публичным — в силу красоты и изящности его исполнения и оформления. Носили его поверх юбки, слегка укрывая в ее складках. Разновидностей пажей (вы помните — пажами изначально называли мальчиков, которые прислуживали знатным особам; в их обязанности входило и ношение за дамой шлейфа платья) металлических было несколько. Некоторые крепились к кольцу на пальце руки или браслету. Подняла руку — приподнялся подол. Встречались и такие, что закреплялись на специальных крючках.

Пажей тульской работы в собрании Исторического музея несколько. Судя по всему, именитые тулячки были те еще модницы.

Пряжка. Конец XVIII в.
Пряжка. Конец XVIII в.

Модный дамский аксессуар из стали конца XVIII — начала XIX — пряжка. Работа тульских мастеров. Носили дамы подобные предметы туалета высоко под грудью, следуя ампирной моде, черпавшей вдохновение в образах античного мира.

Две зеркальные половины (высота — чуть больше 11 см, ширина — около 8 см) скреплялись крючком на одной из них, он угадывается на фотографии. По внешним краям овалов идет узкая полоса с отверстиями-петельками для пришивания пояса. По бортам овалов — широкая полоса мелких стальных бусин и стальных же «бриллиантов»; на две половинки их 37.

Каждый «бриллиант» из стали гранился и монтировался отдельно. Вручную отковывался маленький сальной «гриб» с полусферической граненой «под алмаз» головкой, которую полировали. «Бриллиантовую» заготовку крепили на поверхности предмета, расклепывая ножку в специальных отверстиях на оборотной стороне поверхности. Стальные «каменья» тульские мастера делали овальной, продолговатой, шаровидной формы. Бусины, которые тоже гранили, были от 0,5 до 5 мм, а в одном изделии их могло быть более тысячи. При мерцающих свечах блеск стальных «бриллиантов» походил на сияние драгоценностей. Однако алмазная огранка, выступая особым декоративным приемом отделки стали, которым тульские мастера владели в совершенстве, никогда не рассматривалась как имитация или подделка драгоценных камней.

Средняя часть пряжек немного приподнята, на ней насечены колчан со стрелами, лук, с сидящей на его вершине птицей с ветвью в клюве и распростертыми крыльями, и гирлянды цветов. Лук и колчан со стрелами, пышно цветущие розы — непременные атрибуты Амура и Венеры, представляют аллегорию влюбленности. Такая пряжка как знак любви могла быть подарком, полным особого смысла.

В собрании Исторического музея хранятся несколько пряжек тульской работы: овальные, прямоугольные и пряжка-фермуар.