«Герб – алгебра, герб – язык…» — Блог Исторического музея

«Герб – алгебра, герб – язык…»

«Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи» (Санкт-Петербург, 1799-1840) — сборник чрезвычайной важности. Десятитомник содержит более трех тысяч родовых и личных гербов, и в XVIII-XIX вв. являлся юридическим документом, который закреплял за родом тот или иной герб. Сейчас этот обширный труд — еще и бесценный исторический источник, позволяющий определить по экслибрисам: кому из владельцев принадлежала книга или чьей гербовой печатью отмечены документы? А порой историки обнаруживают гербы на памятниках архитектуры и надгробных плитах. Кроме этого, герб позволяет узнать социальный статус владельца, его национальность, и даже датировать предмет декоративно-прикладного искусства. Так что же такое герб?

По определению «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», герб — это «наследственно передаваемое изображение, составленное на основании известных правил». Герб пришел в Российскую империю из западноевропейской традиции, где был важным атрибутом рыцарей еще со времен крестовых походов и турниров в X-XI вв. Крестоносцы, закованные с ног до головы в глухие латы, были  неотличимы один от другого, и им приходилось прибегать к различным ухищрениям, чтобы обозначить себя, например, отмечать свое личное оружие определенными знаками и раскрашивать щит разными цветами. Таким образом, гербы приобрели  узнаваемую форму, имеющую в своем основании щит, увенчанный шлемом. С течением времени они стали не только признаком отличия определенного рыцаря, но и всего его рода. Гербы тщательно составлялись один раз и больше не менялись. В этом состоит их главное отличие от древних печатей, на которых одно изображение в любой момент могло смениться другим по усмотрению владельца.

«Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи» начал составляться по инициативе императора Павла I. В манифесте от 20 января 1797 года говорится: «Мы… восхотели издать собрание Гербов Дворянских, яко знаков Дворянскаго достоинства каждаго Дворянскаго рода, ибо прежде сего за неимением таковаго собрания, многие гербы или совсем утратились или же по временам переменились».

Специально созданное учреждение по учету гербов — Герольдия, ведающее составлением и учетом гербов, собирало документоы и сведения о дворянских родах. До этого времени дипломами на почетные титулы и вопросами гербоведения занималась Коллегия иностранных дел. Со временем Коллегия перестала справляться с возросшим объемом дел. Возникла необходимость создания отдельного органа, занимающегося гербами, титулами и связанными с ними документами, и император Петр I в 1722 г. учредил в системе Сената Герольдмейстерскую контору. В 1800 г. она была преобразована в Герольдию, в 1848 г. — в Департамент Герольдии Правительствующего Сената, и, наконец, в 1857 г. сформировалось Гербовое отделение Департамента Герольдии, которое закрылось в 1917 г.

Сведения о родах, благородное происхождение которых не ставилось под сомнение, включались в гербовник. При этом дворяне были обязаны не только предоставить в Сенат документы, доказывающие их дворянское происхождение, но также изложить историю пожалования герба, объяснить содержание эмблем на гербе и значение цветов. Чтобы в Герольдии не возникло сомнений в достоверности полученной информации, ее должны были удостоверить предводитель дворянства и два чиновника или два дворянина.

При этом Леонид Михайлович Савелов (1868-1947), русский генеалог, утверждал, что не всем сведениям в гербовнике можно верить: «…в гербовник вошли все легенды и вымыслы, коими изобилуют родословия наших древних родов, в изложении же оффициальнаго Гербовника они приняли вид достоверности…». То есть Герольдия проверяла только само наличие герба у рода и требовала доказательств того факта, что он был ему пожалован, однако некоторые сведения, которые предоставляли дворяне по поводу истории его получения, могли быть несколько преувеличены.

Герольдия затянула создание гербовника, и поэтому им стало заниматься специальное отделение чиновников под руководством обер-прокурора 3-го Департамента Сената О. П. Козодавлева.  В помощь ему был назначен «ваппенрихтер» (гербовый судья) Матвей Ваганов, который составил первые десять томов. Каждый том утверждал император и подписывал лично с условием, что «Все гербы в гербовник внесенные оставить навсегда непременными так, чтоб без особливаго нашего, или Преемников наших повеления, ничто ни под каким видом из оных не изключалось и вновь в оные не было ничего прибавляемо».  Первые пять томов были утверждены императором Павлом I, последний (двадцатый) том — императором Николаем II.

Каждый том «Общего гербовника» содержит три части («отделения»).  В первом отделении помещены гербы самых древних и благородных фамилий по старшинству родов (князья, графы, бароны), во втором  — титулованные дворяне (пожалованные в дворянское достоинство государем), а в третьем — дворяне по выслуге.

Первые напечатанные тома поступили в продажу в 1800 году, однако они не пользовались большим спросом ни тогда, ни почти век спустя. На это обращает внимание русский гербовед и историк Павел Павлович фон Винклер в 1892 г. и объясняет незаинтересованность покупателей высокой стоимостью: «Между тем, крайне высокая (75 — 100 рублей) цена делает приобретение гербовника положительно невозможным для большинства».

Всего увидело свет только десять томов гербовника. Одиннадцатый том уже начал печататься, однако ни он, ни последующие девять так и не были изданы. Л. М. Савелов писал по поводу уже выполненных гербов одиннадцатой части, которые показал ему Витольд Родиставович Руммель, заведующий архивом Герольдии: «Что сталось с готовыми гербами неизвестно… Гербы исполнены прекрасно и остается пожалеть, что издание не осуществилось».

После 1840 г. печать была прекращена по распоряжению императора Николая I, рукописные части гербовника в единственном экземпляре передали на хранение в Департамент Герольдии. Сейчас эти тома находятся в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге.

В отделе книжного фонда Государственного исторического музея хранятся два экземпляра «Гербовника» в десяти томах, и оба происходят из частных коллекций. Один экземпляр принадлежал Л. М. Савелову, о чем свидетельствует экслибрис в виде небольшой прямоугольной наклейки, отмеченной гербом рода Савеловых. Герб изображен в седьмом томе под номером 16 с пояснениями о том, что «Предки фамилии Савеловых, именующиеся Савелковыми, по справкам Разряднаго Архива известны были еще в древнейшия времена, и некоторые из них при Великих Князьях Новгородских и Киевских находились в Боярах и жалованы были многими почестьми и вотчинами.»  На корешках каждого тома – золотое тиснение инициалов владельца — Л.М.С. и орнамент.

Л. М. Савелов занимался изучением истории дворянских родов, им опубликовано множество научных трудов. Будучи выбранным уездным предводителем дворянства в Коротоякском крае, он собирал сведения о местных родах, а также — о собственной фамилии, выпустив «Материалы для истории рода дворян Савеловых» (Москва, 1894 г.). Кроме этого, в 1897 г. выходит его труд «Библиографический указатель по истории, геральдике и родословию российского дворянства», который принес ученому наибольшую известность. К 1908 г. у Леонида Михайловича уже была обширная библиотека, насчитывающая около 10 тысяч томов по генеалогии, истории, литературе, философии, краеведению. Библиотека ученого имеет сложную судьбу: часть ее погибла, часть хранится в Государственном архиве Российской Федерации в качестве отдельного фонда, часть — в Государственной публичной исторической библиотеке. В Исторический музей книги Савелова были переданы в 1918 г. вместе с коллекциями из других частных собраний по распределению от Наркомпроса РСФСР.

Второй экземпляр гербовника поступил в Исторический музей в составе библиотеки Александра Дмитриевича Черткова (1789-1858), об этом свидетельствует повторяющийся на всех десяти томах круглый штамп с дворянским гербом и надписью по кругу: «Чертковская библиотека» (герб изображен в первом томе под номером 73).

Книжная коллекция А. Д. Черткова — одно из богатейших частных собраний Москвы, которое Александр Дмитриевич продолжал собирать на базе наследства своего деда, богатого воронежского помещика С. И. Тевяшова. После смерти Александра Дмитриевича библиотека перешла по наследству к его сыну, Григорию Александровичу Черткову (1832-1900). При нем собрание книг стало доступно для публичного пользования. В 1870-1872 гг. библиотека была пожертвована Москве, и в 1887 г. Городская дума передала ее в Императорский Российский Исторический музей имени императора Александра III.

Гербовник отпечатан в формате folio (30,8 х 24,7 см) в Сенатской типографии в Санкт-Петербурге на плотной белой бумаге высокого качества. Тома открывает гравированный титульный лист со знакомым всем гербом Российской империи — коронованный императорской короной двуглавый орел со скипетром и державой, символами монаршей власти. Название помещено в орнаментальной рамке. В «Общем гербовнике» всего представлено 1562 герба. Из них: 1336 княжеские, графские и баронские, 90 – титулованных дворян, 136 – дворян по выслуге. К пер вым двум томам прилагается «Поколенная роспись Княжеских родов» — генеалогическое древо, по которому можно проследить родственные связи от великого князя Владимира Святославича.

Черно-белые изображения гербов, выполненные в технике гравюры на меди,  размещены в центре листа. Прямо над гербом крупным шрифтом напечатана фамилия гербовладельца и порядковый номер герба в издании. Ниже рисунка герба расположено подробное его описание: цвет, символический смысл, происхождение. В правом верхнем углу можно увидеть мелким шрифтом номер отделения.

Известно, что над некоторыми изображениями гербов работали два выдающихся мастера-гравера: Иван Павлович Фридриц (1830-1860-е), любимый ученик известного гравера Н.И.Уткина, и Андрей Григорьевич Ухтомский (1771-1852), академик гравирования Императорской Академии художеств.

«Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи» — это не только важный исторический источник и пособие, используемое и в наши дни для изучения геральдики, но и выдающийся образец русского печатного и изобразительного искусства. Полный комплект издания — чрезвычайная редкость.

Автор — Анастасия Владимировна Булатова, научный сотрудник Отдела книжного фонда ГИМ.