На выставке «Глагол таинственный небес», посвященной 300-летию Синодального хора, в Государственном центральном музее современной истории России экспонируется несколько икон из собрания Исторического музея. Среди них — сюжеты с изображением богослужения в храме, в том числе поющих хоров, которыми руководят регенты (головщики), и так называемые гимнографические иконы, довольно точно иллюстрирующие церковные песнопения и псалмы Давида. Некоторые произведения экспонируются впервые, отличаются редкими деталями иконографии и нуждаются в дальнейшем изучении. Подлинным украшением выставки, занимающим одно из центральных мест, стала икона «Воспойте Господеви песнь нову» — оригинальная, не имеющая аналогов композиция, созданная на основе 95-го псалма из тринадцатой кафизмы Псалтири. Этот монументальный образ — размером 247,5 × 147,8 см — датируется в литературе 1668 или 1668/69 годом и входит в комплекс произведений, происходящих из московской церкви святителя Григория Неокесарийского в Дербицах.
Церковь во имя святителя Неокесарии Понтийской, «что слывет красная», была возведена и отделана в 1667–1679 годах в Замоскворечье на месте деревянного храма на средства, выделенные из казны царя Алексия Михайловича по просьбе его духовника, протопопа Благовещенского собора Андрея Савинова (Постникова), в прошлом служившего в Дербицах. Уже в 1668 году 17 ноября, в день памяти святителя Григория Неокесарийского, государь присутствовал в церкви на литургии. Над художественным убранством храма трудились лучшие изографы Оружейной палаты, а также приглашенные мастера из Костромы и Ярославля. Документы и надписи на иконах донесли до нас имена Симона Ушакова, Георгия Зиновьева, Ивана и Федора Карповых (Поповых). Программы необычных творческих композиций и всего иконописного ансамбля исследователи возводят к руководству ведущего мастера Оружейной палаты, создателя «живоподобного» стиля С. Ф. Ушакова. Действительно, многие иллюстрации в клеймах икон настолько своеобразны, что невольно напрашивается мысль об участии в их разработке просвещенных и творчески одаренных людей.
Иконы из церкви святителя Григория Неокесарийского хранятся в собраниях Русского музея в Санкт-Петербурге, Третьяковской галереи и Исторического музея в Москве. Для притворов и главного объема храма царскими изографами были созданы уникальные по иконографии и богословскому контексту монументальные произведения, иллюстрирующие т. н. хвалитные псалмы, прославляющие Бога и сотворенный им мир. Из находящихся в собрании ГИМ икон этого редчайшего настенного цикла в настоящее время отреставрированы только две. Образ «Воспойте Господеви песнь нову» раскрыт в 1995 году В. Д. Сарабьяновым (Межобластное научно-реставрационное художественное управление). При реставрации были удалены выполненные в XIX веке надписи в клеймах, и это, при почти полной утрате авторских наименований, вызывает затруднение в интерпретации сюжетов.
При публикации этого памятника в альбоме «Костромская икона XIII–XIX веков» (2004) автор каталожного описания Л. А. Корнюкова указала наименования клейм на основе «предреставрационной фотофиксации». По ее словам, «икона иллюстрирует богословскую мысль об исторической связи ветхозаветного храма Соломона и апостольской Церкви Нового Завета… Каждая композиция решена как молитвенное предстояние, что созвучно содержанию псалма и перекликается с текстом паремий “на обновление храма”, где вспоминается молитва царя Соломона при освящении Иерусалимского храма» (3 Цар 8. 22–23, 27–30). Согласно описанию С. В. Шувалова, сделанному не ранее 1914 года, икона с такими же клеймами (перечислены в другом порядке, против часовой стрелки) располагалась во втором ярусе на северной стене четверика храма.
Толкования на псалом 95 содержатся в сочинениях святителей Иоанна Златоуста, Афанасия Великого, Григория Нисского, блаженного Феодорита Кирского, Евфимия Зигабена и др. Какие именно из них читал иконописец, еще предстоит выяснить. Пока же, при подготовке выставки, пришлось ограничиться самым общим объяснением композиций, поскольку многие, содержащиеся в тексте Псалтири образы — «море и исполнение его», «поля, и вся яже на них», «вся древа дубравная» — не были с буквальной точностью использованы мастером. Напротив, целый ряд изображений посвящен теме богослужения перед престолом в интерьере православного храма с участием духовенства и апостолов. Такое, на первый взгляд, несоответствие словесных и художественных образов вызывало сомнение в правильности идентификации сюжета иконы и состава клейм. Тем более что подобное начало имеет псалом 149, также относящийся к хвалебно-благодарственным.
Исходя из святоотеческих толкований, можно предложить следующее прочтение сюжетов.
«Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля. Воспойте Господеви, благословите имя Его; благовестите день от дне спасение Его» (Пс 95. 1–2)
Согласно толкованию святителя Афанасия Великого, «песнь новая» — это апостольская проповедь Евангелия, возвещаемая всем народам. Святитель Иоанн Златоуст отмечал, что приглашением трижды к песнопению, трижды призывается Господь — так во Христе прославляется Святая Троица («…так как чрез Него мы познали и Духа, и Отца»). В среднике иконы изображены святители, предстоящие в церкви перед престолом в молении образу Иисуса Христа (надписи с именами утрачены, возможно, это авторы толкований). Слева к ним подходят апостолы: судя по иконографическим признакам, впереди — Петр, за ним — Иоанн Богослов, в конце группы — Андрей Первозванный.
«Возвестите во языцех славу Его, во всех людях чудеса Его» (Пс 95. 3)
Святитель Иоанн Златоуст в толковании отмечает, что «мы, рожденные от крови и плоти для смерти, возрождаемся чрез воду крещения для жизни. Эти именно чудеса Бог повелел ученикам возвестить язычникам: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф 28. 19–20)». Согласно блаженному Феодориту Кирскому, «весь род человеческий да насладится таковым учением, и да познает чудеса Божия». На иконе изображена проповедь апостолов во «все концы земли» и творимые ими чудеса: слева благословляющий именословно апостол Петр, справа с двуперстным благословением — вероятно, Андрей Первозванный.
«Яко велий Господь и хвален зело, страшен есть над всеми боги. Яко вси бози язык бесове; Господь же небеса сотвори» (Пс 95. 4–5)
По словам святителя Иоанна Златоуста, неизреченно величие Божие в сравнении с «иными богами», о которых свидетельствует апостол Павел: «Мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле» (1 Кор 8. 4–5). Согласно толкованию византийского богослова Евфимия Зигабена, «истинный Бог есть тот, который сотворил небеса и не только небеса, но и все прочие твари». В клейме иконы автор поставил акцент на словах: «Господь же небеса сотвори», показав над фигурой Спасителя, окруженного людьми, небесную сферу с сиянием. Так написан Бог Саваоф — Творец мира вскоре после Большого Московского собора 1666–1667 годов (запретившего его изображения в виде человека) и на других иконах этого цикла.
«Исповедание и красота пред Ним, святыня и великолепие во святиле Его» (Пс 95. 6)
Согласно толкованию святителя Афанасия Великого, «святило Его [Иисуса Христа] — Церковь; она и свята, и велелепна; ибо украшение Церкви возвышенно». Святитель Иоанн Златоуст комментирует: «Под исповеданием пророк разумеет исповедников, а под святыней — святых. Их-то Бог принял на небеса вместо низверженных демонов». Композиция клейма напоминает изображения Собора всех святых. В мандорле изображен благословляющий Иисус Христос, ниже — представители разных чинов святости: святители и преподобные, апостолы и ветхозаветные цари, а также души праведников в символизирующих чистоту белых одеждах.
«Принесите Господеви, отечествия язык, принесите Господеви славу и честь» (Пс 95. 7)
Как пишет блаженный Феодорит Кирский, «посему стекайтесь все человеки к хотящему спасти Владыке, и воздав подобающее Ему чествование, но не видя Благодетеля телесными очами, вознесите песнопение имени Его». По словам святителя Афанасия Великого, «отечествиями» пророк Давид именует «вождей церковных», т. е. иереев и предстоятелей. Евфимий Зигабен истолковывает слово «слава» в этом стихе псалма как «прославление песнями», а под «честью» понимает «хранение заповедей Христовых». В клейме иконы справа от Спасителя показаны представители ветхозаветной Церкви, слева — апостолы, проповедники Нового Завета, с Петром во главе группы: «Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16. 18).
«Принесите Господеви славу имени Его; возмите жертвы и входите во дворы Его» (Пс 95. 8)
«Возьмите, — пишет Евфимий Зигабен, — христиане, жертвы духовные и идите в церкви Божии. Ибо Бог, говорит, есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине (Ин 4. 24). А духовные жертвы суть добродетели, и дворы Божии суть поместные церкви». Композиция клейма напоминает изображение в среднике иконы: персонажи в апостольских и епископских одеждах, но без нимбов, предстоят в молитве перед престолом в интерьере церкви. На престоле лежат крест и Евангелие, стоит потир (литургическая чаша), вверху — образ Господа Вседержителя.
«Поклонитеся Господеви во дворе святем Его; да подвижится от лица Его вся земля» (Пс 95. 9)
В беседе на псалом 95 святитель Иоанн Златоуст отметил: «…хотя церквей по числу и много, но по существу они составляют одну Церковь, которая и называется святою, как тело Святого во святых. Жертвы пророк повелевает приносить не кровавые, а жертвы славословия…». По словам Евфимия Зигабена, «двором святым» именуется находящаяся на земле Христова Церковь, или и Небесная. Композиция богослужения в храме варьируется иконописцем: за престолом изображены не епископы, а, судя по одеяниям, священник и диакон, молящиеся оплечному образу Иисуса Христа; церкви в клеймах имеют близкие, но не идентичные архитектурные формы.
«Рцыте во языцех, яко Господь воцарися; ибо исправи вселенную, яже не подвижится; судит людем правостию» (Пс 95. 10)
Основное содержание изображения в клейме иконы — тема проповеди апостолов, в соответствии с толкованием блаженного Феодорита Кирского: «Посему проповедуйте царство Бога всяческих, которым пременена предававшаяся заблуждению вселенная, и из мятущейся туда и сюда соделана незыблемою». Святитель Афанасий Великий уточнил, что под словами «судит людем правостию» следует понимать: «…пришел и рассудил прю [прения, спор] нашу, и изгнал… нечистых демонов». Святитель Иоанн Златоуст отметил, что «иудеи не выносят слуха проповеди, почему Павел и Варнава и говорили им: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам (Деян 13. 46)». Во главе левой группы апостолов в клейме представлен Петр, справа, очевидно, группа последователей Христа, внимающих наставлениям.
«Да возвеселятся небеса, и радуется земля; да подвижится море и исполнение его» (Пс 95. 11)
Евфимий Зигабен отметил, что Небеса и земля радуются «о Христе, бывшем прежде небесным по Божеству, а потом ставшем и земным по человечеству». Святители Афанасий Великий и Кирилл Александрийский понимают под «морем» множество народов, которое, приняв голос апостольских проповедей, поколебалось, будучи возбуждено к принятию проповеди. Именно поэтому в этом клейме иконы вновь иллюстрируется момент Божественной литургии.
«Возрадуются поля, и вся яже на них; тогда возрадуются вся древа дубравная» (Пс 95. 12)
Эти строки псалма и композиция в клейме иконы продолжают предыдущую тему. Согласно святителю Афанасию Великому, под «полями и древами» следует понимать «святые души, которые возрадовались о спасении мира». Как отметил святитель Иоанн Златоуст, древо дубравное — значит, бесплодное («…так как известно, что для изготовления креста взято было не плодоносное дерево, а бесплодное»), т. е. такие деревья указывают и на грешников. По толкованию блаженного Феодорита Кирского, «пророческое слово употребило олицетворение; потому что и небо, и земля, и море, и поля, и древа, не имеют дара слова и неодушевленны, возносят же песнопение Богу сущие на них». Очередная композиция посвящена теме литургического прославления Господа, среди предстоящих слева молитвенников предположительно опознается фигура апостола Павла.
«От лица Господня, яко грядет, яко грядет судити земли» (Пс 95. 13)
Согласно святителю Иоанну Златоусту и блаженному Феодориту Кирскому, дважды упомянутое в псалме «грядет» указывает на оба пришествия Христа: «первое пришествие даровало людям Богопознание, а второе произведет различение дел». По иконографии клеймо иконы восходит к сюжетам явления Иисуса Христа ученикам после Воскресения и Второго пришествия Иисуса Христа, Который представлен благословляющим обеими руками в центре композиции.
«Судити вселенней в правду, и людем истиною Своею» (Пс 95. 13)
Изображение в клейме иконы тематически связано с предыдущим. По словам блаженного Феодорита Кирского, Спаситель «тогда сотворит праведный суд, не прежним уже водясь долготерпением, но исследуя истину дел и произнося о всех правый приговор». В небесах представлен грядущий на землю Судия — Иисус Христос, которого встречают апостолы во главе с Петром, а справа — уходят в адскую пропасть грешники.
Таким образом, эта сложная по программе икона раскрывает историю спасительного домостроительства Божия, осуществления Божественного плана спасения мира: от «сотворения Небес» через Боговоплощение и основание Церкви — до Страшного Суда. Во многих клеймах изображен апостол Петр — созидатель «Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви». Его образу придается большое значение и на других иконах из храма святителя Григория Неокесарийского, в частности в одном из последних клейм на иконе «Символ веры» из собрания Государственного Русского музея. Некоторые композиции соотносятся с описанными в литературе клеймами других произведений, например иконы, иллюстрирующей псалом 67.
Литература
Костромская икона XIII–XIX веков / Сост. Н.И. Комашко, С.С. Каткова. М., 2004. С. 527. Кат. 108 (автор описания Л.А. Корнюкова). Ил. 165.
Токмаков И.Ф. Историко-археологический очерк церкви св. Григория Неокесарийского чудотворца, что на Полянке, в Москве. М., 1890.
Чинякова Г.П. Церковь во имя святого Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве (опыт определения иконописной программы) // Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник 1994. М., 1996. С. 519–535.
Чинякова Г.П. «Римская» икона Пресвятой Богородицы из храма во имя святого Григория Неокесарийского, что на Большой Полянке: Собрание Государственной Третьяковской галереи. М., 2009. (Житие и сказание в русской иконе).
Шувалов С.В. Церковь, Замоскворецкого сорока, св. Григория Неокесарийского, при Полянке в Москве. М., не ранее 1914.
URL: http://bible.optina.ru/old:ps:095:start (дата обращения: 21.11.2021).