После того как все подготовительные обряды были соблюдены, древние греки приступали к винопитию. Предварительно вино могли пропускать через ситечко, поскольку греки часто добавляли в него гипс, золу, глину, семена клещевины, семена укропа, мяту и другие растения, от которых образовывался густой осадок.
Сами гости не зачерпывали вино из кратера, за них это делали слуги с помощью специальных черпаков, образцы которых часто находят археологи.
Разлив вино по чашам, слуги разносили его между пирующими. Существовало множество форм питейных чаш. Среди самых известных можно назвать канфары, ритоны, скифосы, килики. Многообразие сосудов этих типов хранится среди памятников Исторического музея.
Канфар чаще всего имел две вертикальные ручки и длинную опорную ножку. Сосуд был очень популярен, его часто изображали в руках бога виноделия Диониса как своего рода символ божественности. На основании этого считают, что канфар могли использовать также и в культовых целях.
Ещё один сосуд, который использовали как на пирах, так и во время обрядов и жертвоприношений, — ритон. Это сосуд в форме рога, который был популярен не только у греков, но и в среде окружавших их народов, например, жителей предгорий Кавказа и скифов. Так, на драгоценных предметах из царских скифских курганов зачастую находят изображения мужчин с ритонами. Одним из ярких примеров может послужить прямоугольная золотая бляшка из кургана Куль-Оба. На ней изображена сидящая на скамье женщина, которая держит в левой руке зеркало, поднятое на уровень лица. Перед ней в свободной позе стоит безбородый юноша с длинными волосами в скифской одежде: запашной на левую сторону кафтан с оторочкой по бортам, свободные штаны и мягкая обувь без каблука, с длинными узкими носами. В правой согнутой руке юноши — ритон, который он подносит ко рту.
Особенность ритона заключалась также в том, что его невозможно было поставить на ровную поверхность. Соответственно, всё содержимое мужчина должен был выпивать до дна.
Скифос представлял собой небольшую чашу с горизонтальными ручками на низкой ножке.
Килик по форме можно сравнить со скифосом, но у него шире устье, а сам он не такой глубокий, при этом ручки так же горизонтально крепятся к чаше. Диаметр у киликов мог быть разный: от 7 до 20–30 см. Килики и другие сосуды часто расписывали чёрным лаком. Такие сосуды иногда подвешивали на стены в качестве украшения пиршественной залы.
В самом начале пира участники совершали возлияние в честь Доброго Гения и других божеств. Третью чашу вина пили за удачу и посвящали её Зевсу Сотеру. Такие традиции были неслучайны, поскольку греки боялись гнева богов. Божественное благословение было залогом не только удачного проведения пира, но и всех последующих деяний.
Здравомыслящий человек старался не пить много, хотя это не всегда получалось. Лучше всех про это написал комедиограф Евбул: «После трёх чаш разумному гостю следует удалиться домой, четвёртую чашу осушают соревнующиеся в умении пить кубок залпом, после пятой чаши за столом поднимается крик, после шестой чаши гости ударяются в разгул, после седьмой начинают драться, восьмая чаша приводит к тюрьме, девятая к болезни, а после десятой сходят с ума».
Сам процесс распития вина сопровождался множеством развлечений. Например, одной из любимых игр греков был коттаб. Главным инструментом в этой игре был килик. Правила могли быть разными. Общим для всех вариантов игры было выплескивание игроком остатка вина. Просунув палец в ушко ручки и делая вращающее движение рукой, игрок должен был выплеснуть капли вина из своего килика так, чтобы они попали точно в намеченную цель. Судя по росписям на сосудах, играть могли в лежачем положении. Избранные мишени могли быть разными. Например, на расстоянии выставлялась другая чаша, а игрок не только должен был попасть в неё, но и пролить как можно меньше вина. Иногда в момент броска произносилось имя возлюбленной или возлюбленного. По тому, насколько удачен оказывался бросок, судили, ждёт ли в любви успех.
Иногда играли в коттаб и с большой чашей, наполненной водой, в которой плавали маленькие блюдца или другие плоские сосуды. Цель игрока — потопить эти сосуды метким броском остатком недопитого вина. Победитель мог получить в качестве награды подарок, например, парадную чашу.
Редкое пиршество обходилось без флейтисток и танцовщиц. Приглашённые артистки развлекали гостей музыкой и создавали праздничную атмосферу. Могли позвать также шутов или актёров. Первые развлекали общество остроумными высказываниями и анекдотами, вторые разыгрывали небольшие сцены, а порой даже целые представления.
Любимыми гостьями на пирах были гетеры. Ими часто становились женщины, не входившие в государственную общину по происхождению и позволявшие себе свободный образ жизни. В отличие от жён гетеры присутствовали на пирах наравне с мужчинами и пили вино. Их любили за артистизм, умение развлечь песней или танцем, поддержать разговор на любую тему. Гетеры имели множество поклонников и порой становились возлюбленными известных граждан. Например, знаменитая гетера Аспасия была возлюбленной одного из политических лидеров Афин, стратега Перикла.
Следует отметить, что пир был одной из важных культурных событий в жизни греков, поскольку часто именно на пирах велись беседы на самые важные темы. Древнегреческий писатель Плутарх так говорил о пире: «На симпосион разумные люди для того и отправляются, чтобы доставить удовольствие себе и друзьям, вместе с тем приобрести новых друзей. Сотрапезнику подобает приобщиться не только к еде, вину и лакомствам, но и к речам, шуткам и веселью, приводящему к взаимному дружескому расположению».
Тематика таких бесед разнилась от актуальных новостей до фундаментальных философских вопросов. Неслучайно один из диалогов знаменитого философа Платона называется «Симпосион» или «Пир». Его участники, среди которых находился прославленный философ Сократ, после вкусной трапезы решили перейти к философской беседе и выбрали тему любви и олицетворявшего её божества Эроса. Вслед за Платоном свои «Пиры» будут писать Ксенофонт, Плутарх и многие другие греческие авторы.
В поэзии пир также играл важную роль, потому что именно на пирах запевались новые стихи или вспоминались старые, запевались фрагменты из эпоса (важно отметить, что в Греции стихи исполнялись в сопровождении музыкальных инструментов нараспев). Одним из поэтов, воспевавших в своём творчестве пиры, был Анакреонт. В его стихах можно найти множество упоминаний праздничных застолий, в которых он призывает придаваться веселью:
Мил мне не тот, кто, пируя, за полною чашею речи
Только о тяжбах ведет да о прискорбной войне;
Мил мне, кто, Муз и Киприды благие дары сочетая,
Правилом ставит себе быть веселей на пиру.
(Перевод Л. Блуменау)
Но в то же время в его застольных песнях призывалось соблюдать обычаи и не пить до беспамятства:
Что же сухо в чаше дно?
Наливай мне, мальчик, резвый,
Только пьяное вино
Раствори водою трезвой.
Мы не скифы, не люблю,
Други, пьянствовать бесчинно;
Нет, за чашей я пою
Иль беседую невинно.
(Перевод А. С. Пушкина)
Конечно, нельзя обобщать и говорить, что все пиры были связаны исключительно с высокоинтеллектуальными беседами. Но и нельзя отрицать, что пир стал одним из факторов, повлиявших на формирование греческой культуры. Проходили столетия, менялась мода на игры и песни, но форма и значение пира оставались неизменными. Пир стал важным фактором развития греческой словесности, а вместе с ней наследие и традиции, культивировавшиеся на античном пиру, вошли в общемировую культуру.
Использованная литература:
- Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. М., 1953.
- Лиссарраг Ф. Вино в потоке образов. Эстетика древнегреческого пира. М., 2008.
- На краю ойкумены. Греки и варвары на северном берегу Понта Эвксинского. М., 2002.
- Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского царства. М., 2017.
- Скржинская М.В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. СПб., 2010.
- Lamer H. Komos // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Bd. XI, 2. 1922. Sp. 1286–1298.