Гротеск и эротика: один античный сосуд из собрания Исторического музея — Блог Исторического музея

Гротеск и эротика: один античный сосуд из собрания Исторического музея

Исторический музей обладает богатой коллекцией античных фигурных сосудов, часть которых представлена в экспозиции. Фигурными принято называть сосуды сложной формы, изображающие людей, животных, растения. Об одном из таких сосудов и пойдёт речь далее. 

В зале «Восточная Европа и античный мир в IV в. до н. э. – III в. н. э.» можно увидеть покрытый красным лаком кувшин II в. н. э. Кувшин имеет широкое и уплощённое тулово с ярко выраженным ребром, плоскую ручку и узкое горло со слегка скошенным сливом. Античные кувшины такой формы принято называть лагиносами.

Горло лагиноса выполнено в форме гротескной мужской головы, то есть с чрезмерно преувеличенными чертами лица. Персонаж имеет гипертрофированный клювообразный нос, толстые губы, небольшую бородку и усы, которые отражают небритость. Косо поставленные глаза у персонажа приоткрыты, а высоко поднятые над ними брови неестественно изогнуты.

Античные сосуды с изображениями мужских или женских голов, часто гротескными, встречаются и в других музеях. Подобные изображения бывают также и в виде терракотовых статуэток. Некоторые исследователи предполагают, что такие гротескные скульптурные изображения могут брать своё начало от масок актёров, игравших в античных театральных представлениях. Маски должны были ярче показывать эмоции персонажа, а в комедиях могли и просто вызывать смех даже при самом появлении актёров в них. 

Театральные маски имели прорези для глаз и рта актёра, очертания этих прорезей обычно отражены на изображениях масок в терракоте или на других материалах. У персонажа на лагиносе нет каких-либо очертаний прорезей, отчётливо видно, что изображён человек, а не маска.

У части гротесков явно непреднамеренно увеличенные лоб, нос. По мнению специалистов, такие скульптуры изображают различные патологии: калеки и уродцы привлекали своей яркой внешностью гончаров и коропластов (мастеров мелкой пластики). Предположительно в античное время актёры с различными уродствами выступали в комедиях без маски: они вызывали интерес публики и без неё. 

На представленном в Историческом музее лагиносе, однако, нос, губы, торчащие уши, небритость персонажа выглядят нарочито преувеличенными. В таком случае гротеск мог выступать в качестве карикатуры, которая подчёркивала наиболее непривлекательные черты. Такие изображения могли вызывать смех, о чём упоминает римский оратор I в. до н. э. Цицерон: «Отличным предметом для подшучивания служит и безобразие и телесные недостатки» (Cic. De orat. 2.59.328).

Тулово лагиноса покрыто рельефными изображениями. Это композиции из трёх пар мужских и женских фигур в эротических позах. Первая пара стоит перед ложем, спинка которого отделана богатым декором. На левой руке и ноге женской фигуры обозначены широкие браслеты. Рядом с парой изображены высокий канделябр со светильником и предмет, который определяют как шишку хвойного дерева – пинии. Небольшое зеркало с ручкой и канфар – сосуд для питья с двумя ручками – отделяют это изображение от следующей сцены.  В ней пара возлежит на ложе, укрытом широким покрывалом, край которого мужчина придерживает левой рукой. Между этой и третьей сценой изображён кувшин с ручкой – ойнохоя. Изображённый в третьей сцене мужчина в вытянутой левой руке держит светильник, за его спиной можно увидеть музыкальный инструмент –– лиру. Рядом изображено ещё одно зеркало.

Эротические сцены в древнем искусстве часто связывают с культами плодородия. Можно предположить, что на рельефах этого лагиноса изображён древний ритуальный акт иерогамии – «священного брака». Иерогамия представляла собой сексуальный ритуал, символизировавший брак между богами, роли которых в этом ритуале исполняли люди. Такой ритуал имел место в обрядах, посвящённых Гере и Зевсу, Кибеле и Аттису, Коре и Дионису, Деметре.

Предметы, окружающие пары, на рельефах также могли иметь ритуальное значение. К примеру, светильники, изображённые один на канделябре, другой –– в руке одного из мужчин, могут ассоциироваться с огнём и символизировать очистительное начало. Зеркало с древних времён почиталось как магический предмет за свою способность отражать с абсолютной точность очертания смотрящихся в него. Взаимодействие с этим предметом упоминается в древнегреческих мифах о Дионисе, о богине плодородия Деметре. Шишка пинии в древнегреческом искусстве часто являлась украшением тирса – жезла бога Диониса, бога рождающих сил природы и вина. С ним же можно связать и лиру, на которой часто играли во время Дионисий – празднований в честь Диониса. Сосуды, изображённые на рельефе, – канфар и ойнохоя – зачастую использовались во время обрядов для ритуальных возлияний воды и вина. 

Если изображения на лагиносе имеют культовый характер, то и сам лагинос мог быть связан с культами плодородия и использоваться в ритуалах.

В то же время эротические сцены в античности не представляли собой ничего необычного. Они встречаются на керамических и стеклянных сосудах, в мелкой пластике и в монументальном искусстве античного времени. Причём невозможно представить, что эти изображения не видели женщины и дети, так что вряд ли в изображении эротических сцен видели что-то запрещённое или постыдное. И вполне вероятно, что такие изображения не всегда имели сакральный смысл.

Светильники, сосуды, зеркала, окружающие изображённые пары, были распространёнными в эту эпоху предметами быта. Светильники, в том числе покрытые изображениями откровенного характера, служили для освещения спальных комнат и могли быть «свидетелями» эротических действий. Канфар и ойнохоя использовались для питья, а напитки – вода или вино – вполне могли понадобиться во время любовных игр, изображённых на рельефе. Зеркала были необходимы, чтобы подготовиться к свиданию, а после него привести себя в порядок. Лира была одним из наиболее популярных музыкальных инструментов античности в силу сравнительно лёгкого освоения игры на ней. Даже самый загадочный предмет – шишка пинии – могла быть элементом декора комнаты или мебели.

Этот лагинос легко представить на пиршестве: гротескная скульптура и эротические сцены могли послужить для увеселения пирующей публики и стать темой для шуток и разговоров. Однако следов использования на лагиносе нет: никаких характерных потёртостей на поддоне. Видимо, этот сосуд почти сразу после изготовления поместили в погребение, где он и был найден археологами много столетий спустя.

Наш фигурный лагинос был обнаружен в женском погребении в могильнике Бельбек-IV в юго-западном Крыму. Захоронения на этом могильнике были оставлены ираноязычными народами – поздними скифами или сарматами. В первые века нашей эры в юго-западном Крыму контакты между античным миром и варварами были очень тесными. Во II в. н. э. на берегах Чёрного моря появляются даже римские гарнизоны с целью расширения римского влияния в этом регионе. Вместе с тем усиливается импорт античной продукции из разных уголков Средиземноморья.

Импортные товары ценились местными варварами. Возможно, фигурный сосуд из далёкого города Книд в Малой Азии должен был отражать высокий статус погребённой в местном обществе, а может быть, сосуд необычной формы мог предназначаться для использования на пиршествах уже в загробной жизни. 

Использованная литература:

  1. Gaggeti E. Not only terracotas: ‘freaks’ in Roman glyptic // Ancient Greeks, Roman and Byzantine engraved gems in the Eastern Mediterranean and Black Sea area. Izmir, 2021. 
  2. Mitchell Al. G.  Disparate bodies in ancient artefacts: the function of caricature and pathological grotesques among Roman terracotta figurines // Disabilities in Roman antiquity: disparate bodies, a capite ad calcem.  Edited by Christian Laes, C.F. Goodey, M. Lynn Rose. Leiden, Boston, 2013. 
  3. Treister M. Yu. New Find of a Relief Lagynos from Asia Minor in South-West Crimea // Colloquenda Pontica. Loid Publishing, 1994.
  4. Гущина И.И., Журавлёв Д.В. Некрополь римского времени Бельбек IV в юго-западном Крыму. В 2 ч. М., 2016. 
  5. Гущина И.И., Сорокина Н.П. Фигурный кувшин-лягинос из могильника Бельбек-IV в Крыму // Труды ГИМ. Вып. 87. М., 1995
  6. Журавлёв Д.В. Книдский импорт рельефной керамики в Северном Причерноморье в римское время // XVIII Боспорские чтения. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Торговля: пути – товары – отношения: материалы международной научной конференции / Ред.сост. В.Н. Зинько, Е.А. Зинько. Симферополь; Керчь, 2017.
  7. Журавлёв Д.В. О нескольких античных фигурных сосудах из собрания Исторического музея (в печати). 
  8. Каллистов Д.П. Античный театр. Л., 1970.
  9. Сорокина Н.П. Религия и коропластика в Античности (фигурные сосуды из собрания ГИМ). М., 1997.
  10. Ходза Е.Н. Античные терракоты из собрания П.А. Сабурова. СПб., 2018.