Золотые монеты в Европе эпохи позднего Средневековья играли чрезвычайно важную роль. Их использовали при заключении достаточно крупных сделок, в том числе и в международной торговле. Началась чеканка золотых монет в городах-государствах северной Италии, с 1252 г. во Флоренции (флорины), а с 1284 г. в Венеции (дукат или цехин). Флорентийские золотые флорины очень быстро распространились практически по всей территории Европы, в том числе и по германским землям, где их стали называть гульденами, т. е. золотыми. Чуть позже появились и получили широкое распространение серебряные монеты, равные по стоимости золотым. Такие серебряные монеты получили название гульдинеров или гульденгрошенов, а золотые стали называть гольдгульденами, т. е. «золотыми золотыми».
Популярность флоринов привела к появлению множества подражаний им, которые также называли гульденами. Одной из разновидностей последних были так называемые рейнские гульдены (или рейнские золотые, рейнские гольдгульдены). Название это закрепилось за монетами, которые чеканили участники Рейнского монетного союза, заключенного в 1385–1386 г. с целью гарантировать единообразие и качество монет.
В него вошли архиепископы Трирский, Майнцский, Кёльнский и пфальцграф Рейнский.
Все рейнские гольдгульдены имели схожее между собой оформление, на лицевой стороне таких монет в конце XV — начале XVI в. изображался Христос Пантократор, в ногах которого помещался герб места чеканки (например, Майнцский или Кёльнский). На оборотной стороне в центре располагался герб правителя, а по сторонам — гербы остальных участников союза.
В переписке со своим другом Вилибальдом Пиркгеймером Альбрехт Дюрер упоминает, что за картину «Праздник венков из роз» («Праздник чёток»), которую он выполнил в 1506 г. по заказу немецких купцов для церкви св. Варфоломея, он должен получить сто десять рейнских гульденов, из которых на материалы потрачено менее пяти. За изображение Марии, сделанное на полотне, Дюрер выручил 2 рейнских гульдена.