Сундук на высоком основании, с кованными ручками на торцевых сторонах был создан в Германии на рубеже XV — XVI вв. в стиле Ренессанса. Он поступил в коллекцию Исторического музея в 1933?? г. из Оружейной палаты Московского Кремля — музея, в котором были сосредоточены сокровища московских князей и русских царей. Следовательно, и этот предмет относится к имуществу древних русских правителей.
Фасад сундука разнообразно украшен. Однако слово «украшен» не вполне точно характеризует внешнюю отделку предмета.
Дело в том, что издревле практически все предметы быта и жилище человека отмечались знаками-оберегами в соответствии с теми или иными верованиями на различных исторических этапах. С течением времени, особенно сегодня, многие из них стали казаться лишь декоративными элементами, которые тем не менее до настоящих дней сохраняют сакральное значение. Кроме того, плоскости вещей, особенно габаритной мебели, давали возможность для размещения различной информации, связанной с политическими, вкусовыми, религиозными убеждениями хозяина или с историей его семьи. Смысл созданных изображений был столь очевиден для современников, что не требовал объяснения и включения в композицию письменной расшифровки. Теперь об этом приходится сожалеть, т.к. многое обратилось в загадку. Пример тому — наш сундук.
Его парадная сторона составлена из двух ризалитов, обрамленных пилястрами из гротесковых фигур, и имитирует двухдверную конструкцию с изображением классицистических арок со вписанными в них женскими горельефными фигурами. Правая из них, что вполне очевидно, является Фемидой или Юстицией. Определить точно, греческая это богиня или ее римское переложение, не удается, т.к. в эллинистической трактовке этот образ сопровождается рогом изобилия и весами, в римской же — он дополняется повязкой, скрывающей глаза, а символ богатства заменяется мечом. В изображении на сундуке объединены частично и те, и другие атрибуты.
Второй персонаж, расположенный слева, не поддается точной идентификации, хотя у него есть два ярких признака. Первый заключается в его полиэконии, т. к. голова модели составлена из двух ликов, слитых воедино, — женского и мужского, что можно соотнести с древними римскими мифами о Янусе (например, Янус и его супруга Карна) или широко распространенной символике правды и лжи. Второй признак определен присутствием змей, оплетающих руку героини, что также дает широкий спектр для выбора, кто это: Афина Паллада — богиня мудрости, одна из дюжины олимпийских богов Древней Греции, Гигиея — греческая богиня здоровья, или многочисленные трактования этих рептилий в качестве знаков мудрости, плодородия, земли, воды и многое другое.
Следует констатировать, что исследование «репертуара» образов не позволяет постичь смысл, заложенный в декоративном решении артефакта. Он остается загадкой и, возможно, еще и потому, что у сундука могла быть пара. Это предположение возникло, с одной стороны, из-за известной практики создания такого рода диптихов, а также из анализа композиция фасада, имеющей четкую направленность влево — туда, куда ориентированы оба персонажа. Из-за этой явной устремленности возникает чувство дисгармонии, недосказанности, которое возможно компенсировать лишь обретением второй половины, являющейся логическим продолжением первой, что сделает возможным выявить идею, заложенную мастером эпохи Ренессанса более половины тысячелетия назад.
Остается сказать несколько слов о подстолье, на котором стоит сундук. Оно изготовлено из дуба, ножки выполнены токарным способом с необычайно красивым декором верхней части, состоящим из параллельных скрученных полос, моделированных таким образом, что создается впечатление их движения. Это основание крайне важный элемент композиции. С одной стороны, оно играет роль постамента, позволяющего детально рассмотреть, как украшен сундук, с другой — вынужденная необходимость размещения предмета как можно выше от пола с целью сохранения имущества от грызунов. А хранится в сундуке могли только необычайно ценные вещи: одежда из драгоценных тканей, книги, документы, ювелирные изделия, деньги. Для проникновения внутрь достаточно поднять традиционную для этого вида мебели крышку, конечно, при условии наличия ключа от крайне сложного внутреннего замка. Интересно отметить, что заглянуть в сундук возможно либо сняв его с подставки, либо при наличии небольшой лесенки, что, в свою очередь, помимо запорного устройства, мощных внутренних петель, соединяющих и укрепляющих крышку и корпус, служило дополнительной защитой не только от четвероногих воришек, но и их старших братьев в образе человеческом.
Посмотреть на этот уникальный памятник, который впервые переместят из запасников отдела Дерева и мебели, можно на выставке в Историческом музее «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии», где представлены не менее значимые памятники — наследие великого немецкого художника эпохи Возрождения.