«…И кисти из рук выпали» — история одного образа — Блог Исторического музея

«…И кисти из рук выпали» — история одного образа

В фонде древнерусской живописи Исторического музея хранится икона, написанная очень интересной, многосторонней личностью, и – узником Соловнцкого монастыря. Икона святителя Николая поступила в Музей в январе 1940 г. в составе собрания Соловецкого Общества Краеведения (СОК) – Соловецкого музея. На обороте иконы надпись: «Устроенъ сей образъ вновь съ // ризою серебреною. Усердiемъ // и иждивенiемъ : Солов : инвал : // команды. Рисовалъ и писаᵔ  // Солов : Острога. Узникъ // Израиль. // 1849го года, марта 1го днѧ».

Икона. Святитель Николай, поясной. 1849 г.
Икона. Святитель Николай, поясной. 1849 г.

Икона. Святитель Николай, поясной. 1849 г.

Впервые икона была опубликована в сборнике «Забелинские чтения» сотрудником отдела древнерусской живописи Гуваковой Е.В.  Работа представляет собой общий обзор коллекции икон святителя Николая в фонде древнерусской живописи. Позднее, в статье, посвященной истории поступления икон в фонд из Соловецкого монастыря, Гувакова Е.В. более подробно разбирает историю этой иконы.

Сочетание ярких, контрастных цветов без полутонов, упрощенный рисунок, простота композиционного построения образа, общая лаконичность – все это служит доказательством провинциального происхождения иконы.

Поясное фронтальное изображение святителя Николая с благословляющей правой рукой и закрытым Евангелием на левой руке традиционно в византийском и русском искусстве.

Нередко по сторонам от святителя располагаются заключенные в облачные сегменты или медальоны полуфигуры Христа с Евангелием и Богоматери с белым омофором. Источником данной иконографии послужили житийные сказания о святителе Николае. По ранним редакциям жития святого, Вседержитель и Богоматерь принимали участие в  посвящении святителя Николая в епископский сан и вручили ему Евангелие и омофор. Согласно поздней версии, на Первом Вселенском соборе в Никее (325 г.) святитель Николай, обличая Ария в ереси, ударил его по лицу, за что святитель был лишен сана и заключен в темницу. Ночью явившиеся в темницу Христос и Богоматерь вновь вручили ему Евангелие и омофор – знаки епископского достоинства.

По сторонам от святителя также даны коленопреклоненные фигуры основателей монастыря, соловецких преподобных Зосимы (17/30 апреля) и Савватия (27 сентября/10 октября), общерусское празднование которым установлено 8/21 августа митрополитом Макарием в 1547 г.

Соловецкий монастырь, основанный в 1436 г. монахами Зосимой и Германом на безлюдном лесном острове Белого моря, с середины XVI в., при игумене Филиппе, обладавшем выдающимися организаторскими и хозяйственными способностями, резко возвысился. На протяжении нескольких последующих столетий он был крупнейшим духовным, культурным, хозяйственным, военным и административным центром в Приполярье, своеобразной столицей Беломорья.

В XVI в. митрополитом и царем на Соловецкий монастырь была возложена обязанность изолировать от общества противников церковной и государственной власти, опасных преступников. Так на Соловках возникла церковная и государственная тюрьма. В ее глухих камерах фактически заживо погребали узника в каменном мешке. Одним из первых соловецких узников был последователь известного публициста и философа Максима Грека, сторонник нестяжательного движения Сильван (умер в монастыре в конце 20-х гг. XVI в.).

Режим в Соловецкой тюрьме на протяжении столетий был настолько суров, что в 1835 г. правительство назначило специальную ревизию этой тюрьмы, так как в обществе много говорили о бесчеловечных условиях содержания в ней узников. Проводивший ревизию жандармский полковник Озерецковский был вынужден признать, что узники «несли наказание, значительно превышавшее их вины». В результате ревизии некоторые узники были освобождены, других из монастырской тюрьмы перевели в обычные кельи. Облегчение режима продолжалось, однако недолго. Камеры Соловецкой тюрьмы вскоре вновь заполнились узниками.

Соловецкая тюрьма существовала до 1883 г., когда из неё были выведены последние узники, но караульные солдаты содержались в ней до 1886 г. После официального закрытия тюрьмы Соловецкий монастырь продолжал служить местом ссылки для провинившихся служителей церкви. По разным подсчётам, со времён Иоанна Грозного до 1883 г. через тюрьму Соловецкого монастыря прошли от 500 до 550 узников.

В 1849 г. (дата написания иконы) настоятелем монастыря был архимандрит Димитрий, управляющий монастырем с 1842 г. и скончавшийся в августе 1852 г. на Соловецком подворье в Архангельске. Настоятель был известен своим «попечением о благоустроении монастыря».

Узник Израиль — Израиль Федоров (Иван) — игумен, настоятель Свято-Троицкого Селенгинского монастыря, происходил из приписных церковников, родился в апреле 1794 г. в Галичском уезде Костромской губернии, умер 2 ноября 1862 г. на Соловках. С 1806 до 1812 г. жил в Петербурге и обучался сначала малярному, а потом и живописному искусствам. В мае 1816 г. он тайно от родителей поступил в число послушников Николо-Бабаевского монастыря, где в 1817 г. принял малое пострижение и был назван Израилем, спустя 3 года постригся в монашество. В 1822 г. переведен в костромской Богоявленский монастырь, а через два года причислен к братству Ипатского архиерейского дома, где произведен в иеродиакона и иеромонаха. 2 марта 1825 г. назначен в Свято-Троицкий Селенгинский монастырь, где с 1829 г. был строителем, а с 1832 г. — игуменом. По данным словаря А.А. Половцова, годы послушания Израиля во всех монастырях были отмечены написанными им иконами.

Сибирский миссионер епископ Мелетий (Якимов) объяснял уход Израиля из Николо-Бабаевского монастыря тем, что расписывая иконы в устроенной в одной из башен мастерской, он устраивал там «самочинные и подозрительные собрания», из-за чего по инициативе настоятеля вместе с «соумышленниками» был вынужден покинуть обитель. Именно в годы последовавших странствий бывший игумен мог познакомиться с учениями различных мистических сект.

Не получавший систематического образования, Израиль был начитан, хорошо знал духовную литературу. Обладал даром слова и мог увлечь слушателей красноречием. Был определён благочинным монастырей забайкальского края. Совершал инспекторские поездки не только по церквям и монастырям Забайкалья, но не оставлял своим вниманием и место заключения осуждённых декабристов.

Фанатизм и вдохновенность умного и начитанного игумена Израиля, который по его словам, восстанавливал истинное древнее богослужение, оказались привлекательными для забайкальских мирян. В 1833 – 1834 гг. на собраниях в доме кяхтинского почётного гражданина Л. К. Молчанова он читал и толковал по-своему древние книги, убеждая слушателей, что Христос и окружавшие его евангельские персонажи воплощаются в участвовавших в богослужениях истинно верующих, причём поимённо назначаемых самим Израилем. Число последователей новоявленного «Ангела светлого», как он себя называл, доходило до 70 человек. Епископ Мелетий (Якимов) писал о сходстве учения Израиля с верованиями секты «духовных христиан». Церковный историк, магистр богословия Сырцов И.Я. называл Израиля «духовидцем».

Историк, исследователь русского сектантства Пругавин А.С. в качестве примера узников монастырских тюрем – основателей и главных деятелей религиозных сект – приводил имя «известного мистика, игумена Селенгинского монастыря Израиля».

Во время пребывания в Свято-Троицком Селенгинском монастыре он был сделан благочинным над всеми монастырями забайкальского края – ему поручен был надзор за нравственностью духовенства. В 1830 г., после бывшего в тех местностях наводнения и сильного неурожая, он собрал около 30 детей и устроил для них училище с общежитием. Но за самовольное заведение училища сделан был ему выговор, а в августе 1834 г. он был обвинен во введении нового учения – в изменении чина божественной литургии и в «дерзкой мечтательности о себе», лишен монашества и священства и заключен в Соловецкий монастырь, где и умер.

В 1838 г. новый архимандрит Соловецкого монастыря Иларий (Иродионов) писал обер-прокурору Синода Н. А. Протасову в ответ на запрос о содержавшихся в монастыре раскольниках, что Израиль оказался в числе тех, которые не одного монаха свели «с обычного пути аскетических умствований».

К 1855 г. Израиль стал более сдержанным в поведении, но по-прежнему оставался твёрдым в своих убеждениях. «Книги читает духовные, ходит в церковь ко всяким службам. Ум имеет с хорошими понятиями, но от высокоумия о себе и лжемудрования предан духовной прелести, верует, что благодать Божья в нем действовала, и она же спасет его.  Увещания делаются, но не действуют на него к чистосердечному сознанию преступления его, пристрастен к верованию своим движениям внутреннего духа, по которым он, яко от благодати, по его мнению, происходящим, следовал во всех своих преступных действиях и не сознает себя виновным, а правым».

Несмотря на ухудшение здоровья и слабость заключённого, его продолжали выводить на работы. Расписывал на лесах стены храма вплоть до августа 1862 г., когда из-за приступа болезни совсем «изнемог и кисти из рук выпали».

Примечания.

1. Икона. Святитель Николай, поясной, с приписными преподобными Зосимой и Савватием. 1849 г. Соловецкий монастырь. Дерево, левкас, масло. 41 х 36х 2,5 см. ГИМ 80408/16; И VIII 1930; ГК 22808707

2. Гувакова Е.В. Образ веры и образец кротости. Обзор коллекции свт. Николая в фонде ДРЖ. // Труды ГИМ. Вып.149. М.2005. с.24-44.

3. Гувакова Е.В. Передача Соловецкой коллекции музея СОК в иконный фонд ГИМ в 1939 году: уникальные поступления из уже не существующего музея в еще закрытый отдел. // Соловки в литературе и фольклоре (XV — XXI вв.) : сборник научных статей и докладов международной научно-практической конференции / Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник ; [ред. совет : А. Я. Мартынов и др. ; отв. ред.-сост. А. П. Яковлева]. — Архангельск — Соловки, 2015. С.56-75.

4. См., например, Фруменков Г.Г. Узники Соловецкого монастыря. Политическая ссылка в Соловецкий монастырь в XVIII – XIX веках. Северо-Западное книжное издательство. 1965.

5. Мужской монастырь в селе Троицкое Прибайкальского района Республики Бурятия, основан в 1681 г., закрыт в 1920 г., возрожден в 2006 г.

6. Мужской монастырь в посёлке Некрасовском Ярославкой области, Основан в XV в. одним из учеников преподобного Сергия Радонежского, Силуаном, упразднен в 1919 г., возрожден в 1998 г.

7. Богоявленско-Анастасиин монастырь – женский (ранее, до 1847 г. – мужской) монастырь Костромской епархии, расположенный в Костроме. Основан учеником и родственником преподобного Сергия Ражонежского – преподобным Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове, а затем Высоко-Покровского монастыря в Боровске. Закрыт в 1918 г., возрожден в 1991 г.

8. Александр Александрович Половцов (Половцев, 1832 – 1909)  государственный и общественный деятель Российской империи, сенатор, промышленник, меценат. В правление Александра III – государственный секретарь. Автор обстоятельного дневника, освещающего события общественной и государственной жизни. Один из основателей Императорского Русского исторического общества.

9. Епископ Мелетий (в миру Михаил Кузьмич Якимов, 1935 – 1900) –  епископ Якутский и Вилюйский, затем епископ Рязанский и Зарайский, духовный писатель, кандидат богословия, миссионер Забайкалья. Канонизирован в лике святителя как местночтимый святой Иркутской и Ангарской епархии.

10. Духовное христианство — общее название течений русского религиозного сектантства. Для последователей характерно аллегорическое толкование Библии, отрицание православного богослужения, отрицание церковной иерархии, приближение к народной традиции (в том числе песенной), в повседневной жизни стремление более строго придерживаться библейских заповедей.

11. Иоанн Яковлевич Сырцов (1837 –  не ранее 1919) — протоиерей, магистр богословия, церковный историк и писатель, статский советник.

12. Александр Степанович Пругавин (1850 – 1920) – российский революционер-народник, публицист, этнограф, историк, исследователь истории раскола Русской православной церкви, старообрядчества и сектантства.

13. Пругавин А.С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством: (К вопросу о веротерпимости): [С крит. замеч. духов. цензора] / А.С. Пругавин. — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1905. С.78; Пругавин А.С. Раскол внизу и раскол вверху. Очерки современного сектантства. СПб., Издание А.С. Суворина, 1882. С.273-296.

14. Дела архива св. Синода: 1821 г. № 428; 1834 г. № 612; 1858 г. № 2757. Русский биографический словарь: В 25 т. /А.А. Половцов. — М., 1896-1918. Т. 11.С.70-71.

15. Архимандрит Иларий (в миру Иван Ефимович Иродионов, 1778 – 1845) – архимандрит Задонского Рождество-Богородицкого монастыря Липецкой епархии. В 1836 г. направлен в Соловецкий монастырь, а в 1842 г. по болезни вернулся в Задонский, где и скончался в 1845 г.

16. Колчин М. Ссыльные и заточенные в острог Соловецкаго монастыря в XVI – XIX вв. Исторический очерк. М., 1908.С.117-121.