«Нимфы! станьте в хоровод
И, в белейши снега ткани
Облеченны, изо льну,
Простирайте нежны длани,
Принимайте вы Весну…»
(Г. Р. Державин «Возвращение весны», 1797 год)
Что будет трендом предстоящего сезона? Модницы и модники всегда задавались этим вопросом. Модницы конца XVIII столетия не были исключением.
В отделе изобразительных материалов Исторического музея хранится несколько экземпляров журнала «Gallery of Fashion» («Галерея моды»), поступивших в собрание музея в 1905 году в числе предметов из коллекции П. И. Щукина. В данном издании, выпускавшемся в Великобритании в 1794-1803 гг., вниманию читателей представлены изображения модных дамских костюмов. Все изображения выполнены в технике акватинты (особом виде гравюры на металле) и раскрашены акварелью.
Модные новинки в издании «Gallery of Fashion» систематизировались в зависимости от сезона и месяца. Для каждого месяца предлагалось по две модных иллюстрации, фигуры на которых были пронумерованы. Каждому номеру соответствовала подробная аннотация — комментарий к костюму и прическе.
Заглянем в один из журналов и познакомимся с модными трендами, которые предлагались дамам весной и летом 1800 года.
В марте читательницам предлагалось две модели утренних платьев и одна модель вечернего. Март не только в России, но и в Великобритании месяц достаточно холодный. Чтобы хоть как-то уберечь здоровье дам в эпоху царствовавшей в то время «нагой» моды, читательницам предлагалось согревать руки в объемной меховой муфте.
Предложенное в марте 1800 года вечернее платье было строгим и элегантным, колористическое решение вечернего дамского костюма строилось на белом, красном и черном цвете. Подол платья украшал орнамент в этрусском стиле.
Утреннее платье, модное в апреле 1800 года, предлагалось дополнить изящной шляпкой, декорированной цветами и пером. От холодного апрельского ветра даму должна была защитить шаль из голубой тафты (блестящей шелковой ткани) с бахромой из белых шелковых нитей, накинутая через плечо.
Помимо утреннего платья в апреле того же года в издании «Gallery of Fashion» предлагалось четыре модели бальных и вечерних платьев. На даме, изображенной слева, светлый муслин (тонкая ткань из хлопка, льна, шерсти или шелка) юбки и рукавов удачно сочетается с лифом и шлейфом из зеленого сатина (легкой хлопчатобумажной ткани). У дамы, изображенной справа, платье выполнено из белого и желтого муслина, а прическа увенчана гирляндой цветов, приколотой бриллиантовой шпилькой.
В мае весеннее солнышко ярче и теплее, чем в апреле, поэтому дамам предлагалось брать с собой на прогулку парасоль (зонтик от солнца). В качестве модного тренда мая 1800 года в издании «Gallery of Fashion» предлагалось носить туфли и перчатки одного цвета, как, например, у дамы, изображенной в центре, желтые туфли и перчатки оригинально сочетаются с белым платьем. В декоре головных уборов и платьев использовались любимые дамами майские цветы — хрупкие и нежные ландыши. Учитывая популярный в то время язык цветов «Селам», ландыш был знаком чистой, долгой и тайной любви.
Также в мае 1800 года читательницам предлагалось скромное дневное платье из серебристого муслина, удачно дополненное тюрбаном, декорированным страусовым пером. К серебристому платью предлагалось надеть белоснежные перчатки и туфли, а шею украсить жемчужным ожерельем.
Модное предложение июня 1800 года — четыре утренних платья из желтого и белого муслина. В журнале показано, как украсить цветами декольте или головной убор, как например, шелковый чепец у дамы, изображенной в центре. На даме, изображенной слева, можно увидеть стильную шляпку из популярной в ту пору итальянской соломки «леггорн» (Ливорно).
Кроме того, в июне 1800 года модницам предлагалось также два вечерних платья.
Драпировка серебристого муслина на вырезе и рукавах фиксировалась роскошными фарфоровыми медальонами производства знаменитой британской фирмы «Wedgwood» (у дамы, изображенной слева). Подходящими украшениями к вечерним платьям были как жемчужные, так и бриллиантовые ожерелья.
Утреннее платье для прогулки по парку в июле 1800 года можно было оригинально дополнить синей лентой, перекинутой через плечо и повязанной бантом на поясе. От июльского солнца кожу лица барышни защищала соломенная шляпа, которая при этом не помешала украсить прическу небольшой розой, символизирующей любовь.
Несмотря на разгар летнего сезона, придворное платье могло быть декорировано гирляндами и орнаментами из сирени, цветка весны и любви. Шелковый светлосиреневый тюрбан для выхода в свет предлагалось дополнить двумя роскошными страусовыми перьями. По вырезу и на рукавах был пришит тройной рюш из кружев.
Утренние платья из светлого муслина для августа 1800 года вновь предлагается носить в сочетании с желтыми, либо фиолетовыми перчатками и туфлями. На голове дамы, изображенной справа, надета коническая соломенная шляпка с изящной голубой ленточкой. Летняя жара в августе не отступает, поэтому на прогулке был необходим парасоль.
Помимо утренних платьев, вниманию читательниц в августе 1800 года было представлено изящное дневное платье из светлого муслина с газовым тюрбаном, отделанным кружевом.
В качестве материала для головного убора дамам предлагался именно газ (тончайшая, полупрозрачная ткань из шелка/хлопка), так как в головном уборе из такой ткани не было душно.
Модные картинки сезона весна-лето 1800, представленные в журнале «Gallery of Fashion», дают современным зрителям не только представление о женском костюме конца XVIII века, но и иллюстрируют жизнь модницы той эпохи. Хрупкие, беззаботные дамы в светлых воздушных платьях, занятые прогулками и балами, изображенные на страницах журнала «Gallery of Fashion», создают яркий романтичный женский образ конца XVIII столетия.
Библиография:
1. В царстве флоры. Растительные мотивы в искусстве первой половины XIX в. М.,2017.
2. Кирсанова Р. М. Портрет неизвестной в синем платье. М., 2017.
3. Кирсанова Р. М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. М, 2006.