Интерьеры церквей Покровского собора сегодня демонстрируют различные этапы изменения живописного убранства храма на протяжении нескольких столетий. В трех из них стены сплошь покрыты сюжетными масляными росписями. Монументальное убранство церкви во имя Великорецкого образа святителя Николая заслуживает особого внимания.
Как свидетельствуют реставрационные исследования, стены церкви были расписаны в конце XVIII в., а затем поновлены в середине XIX в. В нижней части восьмерика в нише помещен текст Никоновской летописи, повествующий о принесении образа Николы Великорецкого в Москву. Выше мы видим четыре большемерные композиции на вызолоченном фоне – живописное свидетельство тех событий: на первой представлен приход священников с Вятки в Москву к царю Ивану Васильевичу; затем князь Юрий Васильевич встречает образ Николы Великорецкого у Николо-Угрешского монастыря; следующая сцена показывает встречу чудотворного образа у Яузского моста; и, наконец, митрополит Макарий встречает икону у стен Московского Кремля.
На оконных откосах представлены изображения восьми мучеников: св. Никиты, Иоанна, Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Мины, Андрея Стратилата, Феодор Стратилата и Евстафия Плакиды. Все они святые воины, и житие каждого из них достойно отдельного повествования. Жили они в IV веке и пострадали за свою несгибаемую веру во Христа в мрачную пору гонения на христиан. Расположенные по всему периметру яруса окон изображения святых воинов, олицетворяют небесное воинство, стоящее на страже Русской земли.
В восточной части восьмерика, над иконостасом, на золотом фоне размещено изображение Богородицы на престоле с Младенцем на руках. Образ Богоматери, как образ Царицы Небесной, и золотой фон подчеркивают величие изображения. По обеим сторонам престола находятся поющие им славу херувимы. Богородица окружена обращенными к ней пророками, каждый из которых протягивает к ней развернутый свиток с текстом пророчеств, связанных с чудом воплощения Христа. Этот иконографический тип называется «Похвала Богородицы» – живописный гимн, поющий величие Девы Марии, ставшей, согласно ветхозаветным текстам, матерью воплотившегося Бога. Идея Божественного замысла о появлении Богородицы среди человечества для воплощения Господа проходит через всю ветхозаветную историю.
В восьмерике барабана представлены изображения 12 апостолов – учеников Христа, всюду следовавших за ним, разделяя тяготы земной жизни. Этот ряд восполняет недостающий в иконостасе деисусный чин. Апостолы стали свидетелями проповедей и божественных откровений, а по истечении земной жизни Иисуса Христа отправились в странствие по всему свету, проповедуя светлое учение и милосердие. Апостолы, как символ бесконечной веры и самоотречения, заложили основу христианства. Неся слово Божие во все уголки земли, именно они становятся основоположниками православной церкви.
Венчает церковь оплечное изображение в скуфье свода Христа Пантократора. По мощи живописной передачи оно напоминает нам лучшие образцы древнерусской живописи. Пальцы правой руки Иисуса сложены в благословляющем жесте, в левой руке он держит Евангелие, которое свидетельствует о его роли Учителя и Небесного Царя. Здесь он, как символ свершившегося пророчества, обещания когда-то данного Богом Отцом о Спасителе, искупившем кровью своей все земные грехи человечества.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы что на Рву, не обычный храм – это храм обетный, посвященный воинской доблести и великой победе русского воинства над Казанским ханством в 1552 г. И этот храм не мог оказаться без престола, посвященному святому Николаю Чудотворцу, издревле покровительствующего воинам. Исполняя настенную роспись в этой церкви, живописцы воспели славу Господу и Богородице, апостолам и пророкам, сохранив на стенах свидетельство принесения в Москву чудотворной иконы Николы Великорецкого.