Церковь во имя святого образа. Часть 2 — Блог Исторического музея

Церковь во имя святого образа. Часть 2

Часть 1

Интерьеры церквей Покровского собора сегодня демонстрируют различные этапы изменения живописного убранства храма на протяжении нескольких столетий. В трех из них стены сплошь покрыты сюжетными масляными росписями. Монументальное убранство церкви во имя Великорецкого образа святителя Николая заслуживает особого внимания.

Фрагмент текста Никоновской летописи на стене церкви во имя Великорецкого образа святителя Николая
Фрагмент текста Никоновской летописи на стене церкви во имя Великорецкого образа святителя Николая
Приход священников с Вятки в Москву к царю Ивану Васильевичу. Настенная роспись церкви
Приход священников с Вятки в Москву к царю Ивану Васильевичу. Настенная роспись церкви

Как свидетельствуют реставрационные исследования, стены церкви были расписаны в конце XVIII в., а затем поновлены в середине XIX в. В нижней части восьмерика в нише помещен текст Никоновской летописи, повествующий о принесении образа Николы Великорецкого в Москву. Выше мы видим четыре большемерные композиции на вызолоченном фоне – живописное свидетельство тех событий: на первой представлен приход священников с Вятки в Москву к царю Ивану Васильевичу; затем князь Юрий Васильевич встречает образ Николы Великорецкого у Николо-Угрешского монастыря; следующая сцена показывает встречу чудотворного образа у Яузского моста; и, наконец, митрополит Макарий встречает икону у стен Московского Кремля.

Святые мученики Никита и Иоанн. Настенная роспись церкви
Святые мученики Никита и Иоанн. Настенная роспись церкви

На оконных откосах представлены изображения восьми мучеников: св. Никиты, Иоанна, Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Мины, Андрея Стратилата, Феодор Стратилата и Евстафия Плакиды. Все они святые воины, и житие каждого из них достойно отдельного повествования. Жили они в IV веке и пострадали за свою несгибаемую веру во Христа в мрачную пору гонения на христиан. Расположенные по всему периметру яруса окон изображения святых воинов, олицетворяют небесное воинство, стоящее на страже Русской земли.

Богородица с Младенцем. Пророки. Настенная роспись церкви
Богородица с Младенцем. Пророки. Настенная роспись церкви

В восточной части восьмерика, над иконостасом, на золотом фоне размещено изображение Богородицы на престоле с Младенцем на руках. Образ Богоматери, как образ Царицы Небесной, и золотой фон подчеркивают величие изображения. По обеим сторонам престола находятся поющие им славу херувимы. Богородица окружена обращенными к ней пророками, каждый из которых протягивает к ней развернутый свиток с текстом пророчеств, связанных с чудом воплощения Христа. Этот иконографический тип называется «Похвала Богородицы» – живописный гимн, поющий величие Девы Марии, ставшей, согласно ветхозаветным текстам, матерью воплотившегося Бога. Идея Божественного замысла о появлении Богородицы среди человечества для воплощения Господа проходит через всю ветхозаветную историю.

В восьмерике барабана представлены изображения 12 апостолов – учеников Христа, всюду следовавших за ним, разделяя тяготы земной жизни. Этот ряд восполняет недостающий в иконостасе деисусный чин. Апостолы стали свидетелями проповедей и божественных откровений, а по истечении земной жизни Иисуса Христа отправились в странствие по всему свету, проповедуя светлое учение и милосердие. Апостолы, как символ бесконечной веры и самоотречения, заложили основу христианства. Неся слово Божие во все уголки земли, именно они становятся основоположниками православной церкви.

Христос Пантократор. Роспись на своде церкви
Христос Пантократор. Роспись на своде церкви

Венчает церковь оплечное изображение в скуфье свода Христа Пантократора.  По мощи живописной передачи оно напоминает нам лучшие образцы древнерусской живописи. Пальцы правой руки Иисуса сложены в благословляющем жесте, в левой руке он держит Евангелие, которое свидетельствует о его роли Учителя и Небесного Царя. Здесь он, как символ свершившегося пророчества, обещания когда-то данного Богом Отцом о Спасителе, искупившем кровью своей все земные грехи человечества.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы что на Рву, не обычный храм – это храм обетный, посвященный воинской доблести и великой победе русского воинства над Казанским ханством в 1552 г. И этот храм не мог оказаться без престола, посвященному святому Николаю Чудотворцу, издревле покровительствующего воинам. Исполняя настенную роспись в этой церкви, живописцы воспели славу Господу и Богородице, апостолам и пророкам, сохранив на стенах свидетельство принесения в Москву чудотворной иконы Николы Великорецкого.