Образ Богоматери «Рудненская» («Руденская», «Руднянская») — Блог Исторического музея

Образ Богоматери «Рудненская» («Руденская», «Руднянская»)

В собрании Исторического музея немало реликвий, которые связаны с именами выдающихся деятелей русской истории и являются замечательными памятниками искусства своего времени. К таким раритетам относится небольшая икона Богоматери «Рудненская», происходящая из семьи Муравьевых-Апостолов. При поступлении в музей произведение предположительно атрибутировали как московское и датировали серединой XVIII в.

Образ Богоматери «Рудненская» прославился в 1687 г. в местечке Рудня недалеко от города Могилева, входившего тогда в состав Речи Посполитой. Позднее икона была перенесена в Киево-Печерскую лавру, затем в 1712 г. — во Флоровский монастырь на Подоле (после его объединения с Киево-Печерской лаврой), где и пребывала до исчезновения в 1920-е годы. Ее списки чтились в разных храмах Малороссии, в том числе в селе Полтавской губернии Малые Бубны, расположенном на территории Роменской сотни Лубенского полка. В середине XIX в. Рудненский образ был обретен в селе Крылатском Московского уезда, и возник еще один очаг почитания иконы.

Для этого извода, относящегося к типу Одигитрии, характерно расположение Младенца Христа на левой руке Богоматери. К иконографическим особенностям образа относится то, что головы Богоматери и Богомладенца венчают закрытые короны, полы мафория Марии слегка расходятся на груди, Иисус, облаченный в платье с узким оплечьем, правой рукой благословляет предстоящих, а левой держит Евангелие, лежащее на коленях. Исследователями отмечена близость этой иконографии к древней Ченстоховской иконе Богоматери (также и некоторым другим, восходящим к ней же, образам Пресвятой Девы, прославившимся в Юго-Западных землях России в Новое время).

К особенностям иконы Исторического музея относится изображение в верхней части композиции голубя, символа Св. Духа, помещение именующих надписей в картушах, а в нижней части — пространного текста с наименованием иконы (первая строка) и виршами (вторая и третья строки):

Идѣже творяше (ся) желѣзо от блата,
Тамо Дѣва вселися дражаишая злата,
Да людемъ жестоки (iя) нравы оумяхчаетъ
И желѣзние(ыя) къ Бгу сердца обращаетъ.

В собрании Эрмитажа хранится Рудненская икона начала XVIII в. аналогичной иконографии, на ее окладе выгравированы те же стихотворные строки. Очевидно, что эти произведения восходят к одному образцу (гравюре?), который пока не выявлен.

Неизвестный гравер Святитель Дмитрий Ростовский XVIII век Бумага, гравюра резцом
Неизвестный гравер
Святитель Дмитрий Ростовский
XVIII век
Бумага, гравюра резцом

Сами вирши принадлежат свт. Димитрию Ростовскому, почитателю Рудненской иконы. Из его дневника известно, что в январе 1689 г. он посетил Рудню, «где прославился образ Пресвятой Богородицы чудесами многими». Святитель сделал там остановку, чтобы художник «змалевати… тот чудотворный пресвятой Богородицы образ, мерою и подобием таковым, как есть, а дялося то месяца иануария, на початку месяца». Возможно, именно тогда святитель и написал вирши. Со свойственным его поэзии изяществом и глубиной в них обыграны реалии: в Рудне (типичное название для местечек, где добывали руду) издавна «творили» железо из болотных руд. С этим рукотворным тяжелым трудом святитель сравнивает духовное преображение грешников, чьи сердца подобны железу, под благодатным влиянием Рудненского образа Богородицы, «дражайшей злата».

Икона. Богоматерь Руденская. 1752 г.
Образ Богоматери «Рудненская»
1752 год. Малороссия
Дерево, левкас, смешанная техника Происходит из семьи Муравьевых-Апостолов Поступила в музей декабристов (филиал ГИМ, расформирован) в 1986 г. в результате работы Московской экспедиции по истории движения декабристов в дар от семьи потомков первоначальных владельцев – праправнучки И.М. Муравьёва-Апостола Н.С. Сазоновой, урожденной Коробьиной

Существуют варианты иконографии, где художники в нижней части композиции помещали иные надписи. Так, на одноименной иконе из собрания ГИМ помещен список тех, кому Пресвятая Дева дает исцеление —
«болным, хромым, прокаженным и всякими недугами одежимым». Этот текст близок к подписям к Руденской иконе в гравюре «Образ сорока явлений Пресвятые Богородицы», напечатанной в первой половине XVIII в. 

Образ Богоматери «Рудненская» 1798 год. Малороссия 14,5 х 12,5 х 1,1 Дерево; левкас, масло (темпера?) Поступила в составе собрания П.И. Щукина
Образ Богоматери «Рудненская»
1798 год. Малороссия
14,5 х 12,5 х 1,1 Дерево; левкас, масло (темпера?)
Поступила в составе собрания П.И. Щукина

При поступлении Рудненского образа Богоматери в музей владельцы сообщили о принадлежности его роду Муравьевых-Апостолов и о том, от кого к кому передавалась икона на протяжения полутора столетий. Фрагмент шелковой ткани рубашки, когда-то закрывавший оборот иконы, с надписью «симъ образомъ благословиль Иванъ Мат: с пристными: дочь свою Екатерину на бракъ честной ея с Ларионамъ Михайловичемъ Бибиковымъ. Января 17:» — был первым свидетельством передачи этой иконы в семье владельцев. Нет сомнения, что в доме Ивана Матвеевича образ хранился не одно десятилетие и почитался как домашняя святыня.

Апостолы, знатный молдавский, впоследствии малороссийский казацкий дворянский род. В середине XVII в. Павел Ефремович Апостол служил в Миргороде. Его сын Данило Павлович (1654-1734) — с 1727 г. до своей кончины — гетман Малороссийский. Петр Данилович (ум. 1758) некоторое время пребывал в Москве, где воспитывался под надзором А. Д. Меньшикова. В 1730 г. был отпущен в Малороссию, служил полковником Лубенским, в 1758 г. назначен бригадиром. Кстати, в Хомутце, располагавшемся недалеко от города Лубны, находилась и родовая усадьба Апостолов. Судя по времени создания иконы, именно Петр Данилович был первым владельцем этой семейной реликвии. Очевидно, что, будучи полковником Лубенским, он не мог не знать о Рудненской иконе, почитавшейся в селе Малые Бубны.

Петр Даниловичи имел много детей, в том числе дочь Елену (1731-1767), которая стала женой Матвея Артамоновича Муравьева. С ней икона перешла в семейство Муравьевых. Cын Елены и Матвея Иван (1762-1851) получил фамилию Муравьев-Апостол в связи с пресечением рода Апостолов по мужской линии. Трое сыновей И. М. Муравьева-Апостола Сергей, Ипполит и Матвей стали декабристами. Сергей Иванович был приговорен к высшей мере наказания и был повешен. Дочь Екатерина (1795 −1861), благословленная на брак этой иконой, в 1818 г. вышла замуж за Иллариона Михайловича Бибикова (1792 — 1860), крупного государственного деятеля, генерал-лейтенанта, сенатора, в разные годы губернатора Нижегородской, Калужской, Саратовской губерний.

Территория прославления Руденского образа и его списков — это, прежде всего, Малороссия. О малороссийском происхождении иконы музея говорит не только ее история (принадлежность известному местному роду), но и особенности типологии лика Богоматери и колористическое решение произведения.

На иконе внизу справа написана цифра «1752», без сомнения, являющаяся датой создания образа, что подтверждается стилистикой самого произведения, в которой очевидно сочетание иконописной традиции и черт барокко, что характерно для церковного искусства как в России, так и в Малороcсии в середине XVIII в.

Автор — Людмила Тарасенко, заведующий отделом древнерусской живописи ГИМ

Литература
Ровинский Д. А. Русская народная картинка. Притчи и листы духовные. Т.3. Cпб., 1881. C. 475
Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709). СПб., 1891. C.190.
Модзалевский В. Л. Малороссийcкий родословник. Т.1. Киев. 1908. C.6-10.
Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание чудотворных ее икон. Ярославль, 1993. C. 343. В дореволюционной литературе нередко село называли Бубны, как у С. Снессоревой.
Бусева-Давыдова И. Л. «Ченстоховская» или «Умягчение злых сердец»? Загадка Богородичной иконографии//Антиквариат. № 5 (47). 2005. С. 53.
Злотникова И. В. Иконография Ченстоховской иконы Божией Матери в русской иконописи Нового времени// Искусство Восточной Европы. Т.1. 2013. C. 71-77.
Федотова М. А. «Диариуш» Димитрия Ростовского. Статья I // ТОДРЛ. СПб., 2017. C. 478. В дневнике не отражена информация о сочинении виршей к этой иконе.