В собрании Исторического музея немало реликвий, которые связаны с именами выдающихся деятелей русской истории и являются замечательными памятниками искусства своего времени. К таким раритетам относится небольшая икона Богоматери «Рудненская», происходящая из семьи Муравьевых-Апостолов. При поступлении в музей произведение предположительно атрибутировали как московское и датировали серединой XVIII в.
Образ Богоматери «Рудненская» прославился в 1687 г. в местечке Рудня недалеко от города Могилева, входившего тогда в состав Речи Посполитой. Позднее икона была перенесена в Киево-Печерскую лавру, затем в 1712 г. — во Флоровский монастырь на Подоле (после его объединения с Киево-Печерской лаврой), где и пребывала до исчезновения в 1920-е годы. Ее списки чтились в разных храмах Малороссии, в том числе в селе Полтавской губернии Малые Бубны, расположенном на территории Роменской сотни Лубенского полка. В середине XIX в. Рудненский образ был обретен в селе Крылатском Московского уезда, и возник еще один очаг почитания иконы.
Для этого извода, относящегося к типу Одигитрии, характерно расположение Младенца Христа на левой руке Богоматери. К иконографическим особенностям образа относится то, что головы Богоматери и Богомладенца венчают закрытые короны, полы мафория Марии слегка расходятся на груди, Иисус, облаченный в платье с узким оплечьем, правой рукой благословляет предстоящих, а левой держит Евангелие, лежащее на коленях. Исследователями отмечена близость этой иконографии к древней Ченстоховской иконе Богоматери (также и некоторым другим, восходящим к ней же, образам Пресвятой Девы, прославившимся в Юго-Западных землях России в Новое время).
К особенностям иконы Исторического музея относится изображение в верхней части композиции голубя, символа Св. Духа, помещение именующих надписей в картушах, а в нижней части — пространного текста с наименованием иконы (первая строка) и виршами (вторая и третья строки):
Идѣже творяше (ся) желѣзо от блата,
Тамо Дѣва вселися дражаишая злата,
Да людемъ жестоки (iя) нравы оумяхчаетъ
И желѣзние(ыя) къ Бгу сердца обращаетъ.
В собрании Эрмитажа хранится Рудненская икона начала XVIII в. аналогичной иконографии, на ее окладе выгравированы те же стихотворные строки. Очевидно, что эти произведения восходят к одному образцу (гравюре?), который пока не выявлен.
Сами вирши принадлежат свт. Димитрию Ростовскому, почитателю Рудненской иконы. Из его дневника известно, что в январе 1689 г. он посетил Рудню, «где прославился образ Пресвятой Богородицы чудесами многими». Святитель сделал там остановку, чтобы художник «змалевати… тот чудотворный пресвятой Богородицы образ, мерою и подобием таковым, как есть, а дялося то месяца иануария, на початку месяца». Возможно, именно тогда святитель и написал вирши. Со свойственным его поэзии изяществом и глубиной в них обыграны реалии: в Рудне (типичное название для местечек, где добывали руду) издавна «творили» железо из болотных руд. С этим рукотворным тяжелым трудом святитель сравнивает духовное преображение грешников, чьи сердца подобны железу, под благодатным влиянием Рудненского образа Богородицы, «дражайшей злата».
Существуют варианты иконографии, где художники в нижней части композиции помещали иные надписи. Так, на одноименной иконе из собрания ГИМ помещен список тех, кому Пресвятая Дева дает исцеление —
«болным, хромым, прокаженным и всякими недугами одежимым». Этот текст близок к подписям к Руденской иконе в гравюре «Образ сорока явлений Пресвятые Богородицы», напечатанной в первой половине XVIII в.
При поступлении Рудненского образа Богоматери в музей владельцы сообщили о принадлежности его роду Муравьевых-Апостолов и о том, от кого к кому передавалась икона на протяжения полутора столетий. Фрагмент шелковой ткани рубашки, когда-то закрывавший оборот иконы, с надписью «симъ образомъ благословиль Иванъ Мат: с пристными: дочь свою Екатерину на бракъ честной ея с Ларионамъ Михайловичемъ Бибиковымъ. Января 17:» — был первым свидетельством передачи этой иконы в семье владельцев. Нет сомнения, что в доме Ивана Матвеевича образ хранился не одно десятилетие и почитался как домашняя святыня.
Апостолы, знатный молдавский, впоследствии малороссийский казацкий дворянский род. В середине XVII в. Павел Ефремович Апостол служил в Миргороде. Его сын Данило Павлович (1654-1734) — с 1727 г. до своей кончины — гетман Малороссийский. Петр Данилович (ум. 1758) некоторое время пребывал в Москве, где воспитывался под надзором А. Д. Меньшикова. В 1730 г. был отпущен в Малороссию, служил полковником Лубенским, в 1758 г. назначен бригадиром. Кстати, в Хомутце, располагавшемся недалеко от города Лубны, находилась и родовая усадьба Апостолов. Судя по времени создания иконы, именно Петр Данилович был первым владельцем этой семейной реликвии. Очевидно, что, будучи полковником Лубенским, он не мог не знать о Рудненской иконе, почитавшейся в селе Малые Бубны.
Петр Даниловичи имел много детей, в том числе дочь Елену (1731-1767), которая стала женой Матвея Артамоновича Муравьева. С ней икона перешла в семейство Муравьевых. Cын Елены и Матвея Иван (1762-1851) получил фамилию Муравьев-Апостол в связи с пресечением рода Апостолов по мужской линии. Трое сыновей И. М. Муравьева-Апостола Сергей, Ипполит и Матвей стали декабристами. Сергей Иванович был приговорен к высшей мере наказания и был повешен. Дочь Екатерина (1795 −1861), благословленная на брак этой иконой, в 1818 г. вышла замуж за Иллариона Михайловича Бибикова (1792 — 1860), крупного государственного деятеля, генерал-лейтенанта, сенатора, в разные годы губернатора Нижегородской, Калужской, Саратовской губерний.
Территория прославления Руденского образа и его списков — это, прежде всего, Малороссия. О малороссийском происхождении иконы музея говорит не только ее история (принадлежность известному местному роду), но и особенности типологии лика Богоматери и колористическое решение произведения.
На иконе внизу справа написана цифра «1752», без сомнения, являющаяся датой создания образа, что подтверждается стилистикой самого произведения, в которой очевидно сочетание иконописной традиции и черт барокко, что характерно для церковного искусства как в России, так и в Малороcсии в середине XVIII в.
Автор — Людмила Тарасенко, заведующий отделом древнерусской живописи ГИМ
Литература
Ровинский Д. А. Русская народная картинка. Притчи и листы духовные. Т.3. Cпб., 1881. C. 475
Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709). СПб., 1891. C.190.
Модзалевский В. Л. Малороссийcкий родословник. Т.1. Киев. 1908. C.6-10.
Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание чудотворных ее икон. Ярославль, 1993. C. 343. В дореволюционной литературе нередко село называли Бубны, как у С. Снессоревой.
Бусева-Давыдова И. Л. «Ченстоховская» или «Умягчение злых сердец»? Загадка Богородичной иконографии//Антиквариат. № 5 (47). 2005. С. 53.
Злотникова И. В. Иконография Ченстоховской иконы Божией Матери в русской иконописи Нового времени// Искусство Восточной Европы. Т.1. 2013. C. 71-77.
Федотова М. А. «Диариуш» Димитрия Ростовского. Статья I // ТОДРЛ. СПб., 2017. C. 478. В дневнике не отражена информация о сочинении виршей к этой иконе.