Жизнь и творческая судьба короля карикатуры Каран д`Аша — Блог Исторического музея

Жизнь и творческая судьба короля карикатуры Каран д`Аша

Королем карикатуры назвали в свое время французского художника Эммануэля Пуаре (Poiré) русские почитатели его таланта.

Портрет Эммануэля Пуаре.  1898 г.
Портрет Эммануэля Пуаре. 1898 г.

Они отмечали особую легкость его юмористических рисунков, лишивших карикатуру тяжеловесности и вычурности, сравнивали его работы с шампанским, бросающимся в голову светлым и веселым опьянением. Любимец французских горожан неслучайно выбрал себе необычный псевдоним Каран д`Аш. Замечательный рисовальщик, мастерски владевший карандашом и пером, к России имел прямое отношение. Внук француза, сын француза и русской, Каран д`Аш родился и учился в Москве, но в возрасте 18 лет решил уехать на родину предков, во Францию, где стал знаменитым на весь мир художником.

Семья Пуаре обосновалась в Москве в начале 1830-х годов. Дед знаменитого художника Виктор Пуаре (†17.05.1863), уроженец Лотарингии каньона Монтиньи-ле-Мец, в составе Великой армии принимал участие в русской кампании. Семейное предание гласит, что он был «одним из самых доверенных офицеров великого корсиканца, был ранен в битве под Москвою и, таким образом, не кончил жизнь ужасною смертью от холода и голода, как сотни и тысячи других. Его подобрал один из русских офицеров и, таким образом, он оказался военнопленным. В одной из русских крепостей он познакомился со своей будущей женой, влюбился в красивую девушку, женился на ней и остался навсегда на ее родине, в России».

Однако красивая легенда, передававшаяся из уст в уста на протяжении многих лет, документальное подтверждение нашла лишь отчасти. Имя Виктора Пуаре до настоящего времени не обнаружено ни в одном из опубликованных в России списков французских военнопленных, не нашли мы его и среди участников Бородинского сражения. Зато французские источники дважды зафиксировали имя майора 7-го Конно-егерского полка Пуаре: в списках раненых в сражении при Фуентес де Оноро 5 мая 1811 г. и в списках участников кампании в Португалии в декабре 1811 г. Неизвестно, в какой крепости находился военнопленный Пуаре, какого происхождения была его избранница Анастасия Яворская (†23.03.1864). Доподлинно известно лишь время приезда в Москву Виктора Пуаре с женой и маленьким сыном Яковом – 1832 г.

Единственный сын французского офицера Яков Викторович Пуаре родился 23 ноября 1826 г. в селе Дубровка Клинского уезда Московской губернии. После окончания французского пансиона Брюля он работал приказчиком в магазине братьев Бекерс, «поведения и образа был хорошего, состояния никакого не имел, жил в квартире своего отца, французского подданного Виктора Пуаре, в доме г. Ладыженского».

В январе 1847 г. Яков Пуаре, совместно с Николаем Ивановичем Билье, открыл в московском доме князя Касаткина-Ростовского школу гимнастики, фехтования, верховой езды и стрельбы в цель. К этому времени относится и удачная женитьба Якова Викторовича на дочери владельцев суконной фабрики Юлии Андреевне Тарасенковой (1830–1871). Невеста приходилась родной племянницей личному врачу Н.В. Гоголя – А.Т. Тарасенкову и купцу 1-ой гильдии Е.Т. Тарасенкову. С женитьбой улучшилось не только благосостояние семьи Пуаре. В этом браке родилось семь детей, двое из которых получили всеобщее признание в мире искусства.

С 1852 г. семья Пуаре владела в Москве уже собственной школой фехтования, которую посещали, в частности, Л.Н. Толстой и П.И. Чайковский. Об учителе фехтования в немецком пансионе Я.В. Пуаре оставила краткие воспоминания актриса Г.Н. Федотова. Помимо основной деятельности, отец будущего художника был активным членом комитета Московского речного яхт-клуба, принимал участие в организации Политехнической выставки в Москве, по окончании которой был награжден малой серебряной медалью. Сын французского офицера и отец будущего художника, Яков Викторович Пуаре, ушел из жизни тоже неординарно: скончался от ран, полученных на дуэли 23 сентября 1877 г.

Один из четырех сыновей Якова будущий художник Эммануэль Пуаре родился в Москве, в доме Михайловых на улице Петровке 6 ноября 1859 г. Наукам обучался в одной из московских гимназий. По-видимому, учеба давалась мальчику не очень хорошо, и он не закончил полного курса. Как рассказывал сам художник, рисовал он всегда, но только не в школе; большую часть времени проводил среди офицеров и мечтал со временем всецело посвятить себя изображению военного быта.

Русская армия. Воспоминания о великих маневрах  Конец XIX-начало XX в.
Конец XIX-начало XX в.

Как-то юному художнику подарили альбом французских гравюр, среди которых было несколько рисунков баталиста Детайя (Édouard Detaille). Картинки так понравились юноше, что он стал изучать биографию художника и поставил себе целью познакомиться с ним лично. Мечта осуществилась по приезде в Париж, в начале 1878 г. К тому времени ушли из жизни родители Эммануэля, он достиг призывного возраста и обратился в посольство с заявлением о желании пройти военную службу во французской армии. Разрешение было получено, и не смотря на уговоры родственников и друзей, Пуаре отбыл на родину деда.

Эммануэль прослужил во французской армии ровно 5 лет, с 21 февраля 1878 по 27 февраля 1883 г. За первые полгода его повысили в звании (от вольноопределяющегося в 113-ом линейном полку до капрала 74-го полка) и назначили на должность художника во 2-ое бюро Главного штаба военного министерства. По поручению полковника Вансона капрал Пуаре рисует костюмы иностранных армий, в это же время получает предложение рисовать для журнала «Chronique parisienne» и совместно с Адрианом Ришаром и Жозе Бюзаком основывает собственный журнал карикатур «Tout Paris».

Первые рисунки Э. Пуаре, это были сцены из военной и городской жизни, появились в печати 15 июня 1880 г. и сразу завоевали признание общественности. Знакомство с влиятельным виконтом Сан-Женье Ричардом О`Монроем помогло Пуаре быстро войти в художественную среду Парижа, сосредоточенную на тот момент в Латинском квартале. Это были, в основном, художники, литераторы и композиторы – все те, кто станут первыми обитателями театра-кабаре «Chat noir» (Черная кошка) на Монмартре.

Из-за своего военного положения Пуаре не мог подписывать работы настоящим именем и выбрал себе псевдоним Caran d`Ache, заимствованный от русского слова «карандаш». Впоследствии этот псевдоним так и останется визитной карточкой художника, лишь в конце жизни Пуаре подпишет некоторые свои работы настоящим именем. Примечательно, что известный артист цирка Михаил Николаевич Румянцев, получивший первоначально художественное образование, в 1922–1925 гг. рисовал плакаты. В начале своей цирковой деятельности выступал сначала в маске Чарли Чаплина, а в 1934 г. создал себе новый образ Карандаша, взяв псевдоним французского художника-карикатуриста.

После демобилизации Э. Пуаре (далее Каран д`Аш) навсегда остался жить во Франции. К тому времени у него появилась стабильная работа в парижских сатирических изданиях: Le Courrier français, L’Illustration, La Revue illustrée, La Caricature. Он вступил в общество юмористов «Humoristes et des Arts incoherentes» и стал выставлять свои работы. Не упускал из виду Каран д`Аша и Эдуар Детай, ставший для него первым и единственным учителем и наставником, советуя «не поступать ни в какую рисовальную школу, черпать знания из окружающей жизни».

Первый большой заказ Каран д`Аш получил в 1885 г. от драматурга Жюля Мартольда на иллюстрирование его книги для детей «История Мальборо», посвященной жизни английского полководца XVII века графа Джона Черчилля Мальборо. Увлекшись написанием исторической эпопеи, художник по просьбе друга нарисовал обложку для юмористических куплетов в виде основных сражений наполеоновской эпохи. Картинок набралось так много, что Каран д`Аш задумал «оживить» свою серию, обратившись с предложением к владельцу театра теней «Chat noir» Родольфу Сали.

Премьера художественной пантомимы «L’Épopée» (Эпопея) состоялась в Chat noir 27 декабря 1886 г. Спектакль был целиком посвящен истории наполеоновских походов. Для этого двухактного представления, состоявшего из 30 сцен, художник нарисовал на бумаге более двух тысяч фигур (людей, животных), потом их вырезал, наклеил на цинковые листы и снова обрезал по контуру. Всю подготовительную работу от начала до конца художник делал сам, он же и руководил театральными актерами во время представления. Действо было таким зрелищным, что у зрителей создавалась полная иллюзия сопричастности к происходящему на сцене. Очевидцы так вспоминали об увиденном: «На сцене движутся целые полки, отдают честь, гарцуют на конях, бросают вверх шапки, дерутся, падают, встают, поднимаются в гору, сбегают вниз, палят из пушек. Это длится около 2-х часов и до такой степени интересно, иллюзия до того полна, что, когда, например, перед полками появляется Наполеон и за сценой поднимаются приветственные крики, вам кажется, что кричат именно те фигуры, которые вы видите на полотне».

В ожидании атаки Конец XIX -начало XX в. Бумага, типографская печать
В ожидании атаки
Конец XIX -начало XX в.
Бумага, типографская печать

Успех «Эпопеи» был блестящий, о ней говорил не только весь Париж – «не было ни одной газеты, которая не посвятила бы этому представлению отдельной, восторженной статьи». Самой большой популярностью в этом представлении пользовалась картина «Отступление из России», изображавшая «медленно движущиеся фигуры лошадей, людей и фургонов по бесконечным заснеженным равнинам».

Вдохновленный успехом, через два года Каран д`Аш написал живописное полотно «Черное и белое» (Blanc et noir) на тему отступления французской армии из России, которое приобрел в свое собрание минский коллекционер И.Х. Колодеев.

Blanc et noir (Черное и белое). 1889 г. Воспроизведение живописного полотна
Blanc et noir (Черное и белое). 1889 г.
Воспроизведение живописного полотна

Заметим, что Каран д`Аш живописью практически не занимался. Известны, по крайней мере, только три его живописных работы, две из которых хранятся в Меце, в Музее де ля Кур д`ор (Musée de la Cour d`or); одна – в отделе ИЗО ГИМ на валу.

Реставрационный осмотр картины Blanc et noir. ГИМ, 2017
Реставрационный осмотр картины Blanc et noir. ГИМ, 2017

В это же самое время Каран д`Аш задумал написать историю французской армии за целое столетие, с 1789 по 1889 гг. Вскоре идея была воплощена в книге «Наши солдаты столетия» (Nos soldats du siècle), где в хронологическом порядке художник разместил представителей разных родов войск: гусары и гренадеры, драгуны и артиллеристы, саперы и велиты.

Обложка книги «Nos soldats du siècle». 1890 г.
Обложка книги «Nos soldats du siècle». 1890 г.

Военный историк Г.С. Габаев активно использовал рисунки Каран д`Аша для своей книги «Роспись полков Русской армии 1812 года», как бы «переодевая» французских солдат в русские формы 1812 года, и в 1944 г. ГИМ приобрел у Габаева 7 авторских литографий, раскрашенных акварелью. Так, маршал Мюрат из «Nos soldats du siècle» стал гусаром Ахтырского полка!

Г.С.Габаев по рисунку Caran d`Ache  Гусар Ахтырского полка. 1906, 1939 гг. Бумага, литография, акварель
Г.С.Габаев по рисунку Caran d`Ache
Гусар Ахтырского полка. 1906, 1939 гг.
Бумага, литография, акварель

Не смотря на любовь к России и семье, оставшейся там, художник на родине больше не был. Легкой грустью проникнуты его рисунки в книге Бенардаки «В поисках России» (A la découverte de la Russie) о путешествии трех вымышленных ученых летом 1889 г. в Россию. Книга интересна мягкой иронией, в ней развенчивается представление французов о России, как о стране, в которой только и делают, что вкушают кулебяки, пьют чаи из самоваров, спят на перинах и танцуют трепак.

Но из России часто приезжает к Каран д`Ашу младшая и любимая сестра Мария (1863–1933), артистка императорских театров, автор и исполнитель романсов, в том числе знаменитого «Я ехала домой».

В последние годы жизни художник очень востребован. Раз в неделю поставляет карикатуры политического содержания в редакцию «Фигаро», рисует обложки для Le Rire, сотрудничает с сорока парижскими журналами, создавая целые картины общественной и политической жизни Франции. Критическая направленность рисунков, подвергающих осмеянию не только социальные и политические явления, но и реальных лиц, делала карикатуру необычайно популярной среди широких слоев населения – им этот жанр искусства был более понятен и доступен, нежели, скажем, живопись.

Каран д`Аш в курсе всех событий, происходящих в стране: дело Альфреда Дрейфуса по обвинению в шпионаже, посещение президентом Французской республики Феликсом Фором и германским императором Вильгельмом II Санкт-Петербурга, создание франко-русского союза и др. Все находит отклик в творчестве талантливого рисовальщика, испытывавшего в этот период необычайный подъем.

Концертная афиша оркестра Преображенского полка на Елисейских полях.1890-1900 гг. Бумага, хромолитография
Концертная афиша оркестра Преображенского полка на Елисейских полях.1890-1900 гг.
Бумага, хромолитография

В Париже, в разных издательствах, выходят сразу несколько авторских альбомов Каран д`Аша, с более 100 рисунками в каждом. Это сюиты из частной жизни горожан; карикатуры на английскую королеву Викторию, Бисмарка, принца Генри; шаржи на художников.

Пробует себя художник и в плакате. Так, Русскую экспозицию на Марсовом поле в Париже в 1895 г. украшала афиша Каран д`Аша «Казак», выполненная в технике цветной литографии. На плакате, на фоне черно-бело-желтого герба Российской империи изображен златокудрый казак, больше похожий на персонажа из русской сказки, скачущий на белой лошади впереди русской армии.

Афиша к русской экспозиции на Марсовом поле.1895 г. Бумага, хромолитография
Афиша к русской экспозиции на Марсовом поле.1895 г.
Бумага, хромолитография

На почтовой открытке издательства общины Святой Евгении воспроизведен оригинальный рисунок Каран д`Аша, хотя на изображении отсутствует фон с российским гербом.

Казак Почтовая открытка с оригинальной афиши к русской экспозиции на Марсовом поле. 1915 г.
Казак
Почтовая открытка с оригинальной афиши к русской экспозиции на Марсовом поле. 1915 г.

Надо сказать, казаки и гусары были излюбленной темой в творчестве художника. Очевидно, под влиянием рассказов деда о русской кампании 1812 г., была создана композиции «Гусар». Это история о французском гусаре, которому было поручено доставить донесение императору Наполеону. На всем пути следования от Мадрида до Москвы гусара в каждой стране встречали, кормили, обогревали, провожали девушки, вследствие чего доставка донесения изрядно затянулась, и гонец прибыл только к окончанию кампании. Эта, казалось бы, анекдотичная история, могла иметь частичное отношение к реальному персонажу – французскому дивизионному генералу Ж.-А. Жюно, оставшемуся в памяти, как незадачливый командир. Жюно был трижды ранен в боях (7 сабельных ударов и пулевое ранение), «заблудился» в смоленских лесах и опоздал к сражению, бездействовал во время решающего Бородинского сражения, фактически устранился от командования войсками во время отступления Великой армии и к концу жизни окончательно лишился рассудка.

Что в «рассказах без слов» художника было правдой, а что вымыслом, сказать трудно даже сейчас. В жизни Каран д`Аш был еще бóльшим фантазером и выдумщиком, чем в своих рисунках. К примеру, в молодости, в бытность солдатом и живя в деревне, любил с друзьями нарядиться казаками, сесть на лошадей и проскакать по деревне, к большому изумлению жителей. Или прокатиться на велосипеде по ночному Парижу в элегантном костюме. Или явиться на бал в костюме «a la Russe». Люсьен Пюеш, один из парижских издателей Каран д`Аша, как-то заметил: «Я представляю себе, что лучший карикатурист наших дней мог бы быть комедиантом, жонглером, и ходить по веревке». Не забудем, что, будучи истинным потомком француза, Каран д`Аш виртуозно владел шпагой и вполне мог преподавать фехтование, как его отец, брат и сестры.

Тайной остается и частная жизнь художника. Современники писали об огромной мастерской художника, устроенной в отдаленном конце его маленького, фантастического отеля, в стиле Людовика XV, построенного по собственному проекту и отделенного от изящного салона m-me Каран д`Аш галереей, украшенной дорогими старинными эстампами времен Первой империи. Сообщалось в прессе и следующее: «Знаменитый карикатурист – большой любитель велосипеда, находя его очень полезным для себя в том отношении, что он дает возможность изучить ближе смешные стороны жизни. Он убедил свою жену ездить с ним, и дня не проходит, чтобы они не предприняли длинных прогулок в Булонский лес, или в какой-нибудь малоизвестный уголок, где крестьяне еще с ужасом косятся на велосипед». Современные же исследователи опровергают сам факт женитьбы Каран д`Аша.

В 1903 г., заболев неврастенией, Каран д`Аш постепенно отходит от рисования и увлекается резьбой по дереву. Вырезая и раскрашивая фигурки животных, людей, он успешно продает свои поделки в сувенирных магазинчиках Лувра. Наибольшим спросом пользовались карикатуры на европейских монархов на охоте, а выдающимися произведениями такого рода считаются «Деревянная лошадка» (Le Cheval de bois) и «Фотография сапера» (Photographie du sapeur).

В 1909 г., в возрасте 50 лет, Эммануэль Пуаре, так называемый Каран д`Аш, умер в Париже. Его похоронили на кладбище Клерфонтен-ан-Ивлинь (Clairefontaine-en-Yvelines), а русские почитатели таланта «блестящего и вдохновенного карикатуриста, единственного в своем роде сатирика, обличавшего суету мира сего в талантливейших по простоте и остроумию композициях», поместили некролог в журнале «Нива».

В России оригинальных работ Каран д`Аша практически нет. В конце 1920-х гг. сестра художника Мария Пуаре, испытывая крайнюю нужду, продала часть рисунков брата. Два из них («Трубач казачьего полка» и «Солдат империи») были обнаружены в музее-квартире И.Бродского (СПб). Один рисунок, оригинальный лист к гравюре «Армия союзников», «нашелся» в Государственном Эрмитаже. Настоящим открытием стало обнаружение в Отделе декорационно-изобразительных материалов Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина трех неизвестных ранее оригинальных листов художника. На оборотной стороне одного из рисунков сохранилась дарственная надпись: «На память от сестры знаменитого брата Карандаша, сестры, немало нашумевшей в свое время артистки [театров] и театра М. Лентовского Марии Яковлевны Пуаре. 22 апреля 1929 г. Москва».

Армия союзников. Карикатура на франко-русский союз. 1890-е
Армия союзников. Карикатура на франко-русский союз. 1890-е

Конечно, это ничтожно мало по сравнению с огромным художественным наследием Каран д`Аша, хранящимся во французских музеях и частных собраниях: в Музее Армии, Лувре, Карнавалле, в музее Европейских цивилизаций. Только в фонде эстампов Национальной библиотеки Франции хранятся более 200 рисунков.

Как сложилась судьба братьев и сестер Каран д`Аша, оставшихся в России? Трое из них – Александр (†1880), Александра (1854–после 1916) и Евгения (1852 – после 1916) продолжили дело отца – преподавание гимнастики и фехтования в московских учебных заведениях.

Два других брата Каран д`Аша стали военными: Виталий (1851–1902) служил капитаном в Туркестанской артиллерийской бригаде, а Владимир (1861–1898) стал морским офицером, командиром крейсера «Москва».

Трагически сложилась судьба родного племянника Каран д`Аша, Юлия Витальевича. После окончания Морского корпуса Ю.В. Пуаре (1894–1932) стал офицером подводного плавания, участвовал в Первой мировой и гражданской войнах, был женат на художнице, Марианне Александровне Пургольд (1894–1932), входившей с 1917 по 1927 г. в состав ленинградской масонской организации «Орден рыцарей Святого Грааля». Постановлением Коллегии ОГПУ от 8 июля 1927 г. супруга Ю.В. Пуаре была осуждена на 3 года концлагерей. После освобождения сопровождала мужа в плавании на буксире «Нева», на котором оба погибли весной 1932 г.

Мы не знаем почему, но в 1901 г. только один из потомков наполеоновского офицера Виктора Пуаре принял российское подданство (Виталий Яковлевич Пуаре). И только один из них – Эммануэль Яковлевич Пуаре (так называемый Каран д`Аш) – вернулся на родину деда, во Францию.

«Да, это был король в своей области, и притом король-француз – с головы до пят. Несмотря на то, что художник был французом, по своему рождению и воспитанию он всецело принадлежал России».