Рождественские открытки Николая Маторина — Блог Исторического музея

Рождественские открытки Николая Маторина

Калужский живописец и график Николай Васильевич Маторин (1876–1919) относится к числу если не забытых, то малоизученных художников рубежа XIX–XX вв. О нём хорошо знают лишь современные филокартисты, собиратели дореволюционных поздравительных открыток, да сотрудники Калужского музея изобразительных искусств. Поэтому особый интерес представляет любое обращение к наследию «малого», провинциального художника.

К сожалению, биографические сведения о Маторине были найдены только в краткой заметке московского коллекционера открыток П.Д. Цуканова, из которой следует, что Николай Васильевич родился 1 апреля 1876 г. в Калуге, в семье гравера Василия Кузьмича Маторина. Он обучался сначала в Калужском городском 3-х классном училище, а в сентябре 1893 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, по окончании которого Николаю было присвоено звание неклассного художника живописи (1900). Творческие способности молодого художника проявились ещё во время учебы, он дважды был награжден малыми серебряными медалями: за рисунок (1898) и этюд (1900). Согласно архивным документам, семья Маториных испытывала материальные затруднения, чтобы оплачивать обучение сына, и Николай после окончания МУЖВЗ попросил разрешения слушать лекции высшего курса училища.

Творческий путь художника можно проследить только с весны 1909 г., времени основания в г. Калуге Художественного кружка, в котором видную роль играл Н.В. Маторин. Он создает при кружке частную художественную студию, привлекает учащихся и преподавателей кружка к участию в выставках. Так, в 1911 и 1912 годах в Калуге были проведены две выставки картин современных русских художников, экспонентами которых были не только питерские и московские художники, но и калужские живописцы и графики Н.В. Маторин, Г.К. Лукомский, А.А. Ростиславов. Имя Николая Маторина впервые появляется в справочниках художественной жизни Калуги и материалах местной периодической печати, из которых мы узнаем о выставленных произведениях – картине «Думы» и пейзажных этюдах. Где сейчас находятся живописные произведения калужского художника – неизвестно, а вот почтовые открытки, созданные Н.В. Маториным в первое десятилетие XX в. сохранились, и в бóльшей степени благодаря массовости и популярности этого вида печатной графики.

В 1908–1910 гг. Николай Васильевич Маторин создал целую серию рисунков для шведского издательства Аксель Элиассон, специализировавшегося на выпуске видовых и поздравительных открыток. Надо сказать, в Стокгольме была широко развита издательская деятельность по выпуску художественных и поздравительных почтовых карточек с рисунками русских художников. Достаточно вспомнить видовые открытки издательства А.О. Гранберг (Cranberg G.R., Акционерное о-во Гранберг) с изображением основных достопримечательностей московской архитектуры (Кремль, Храм Христа Спасителя, Донской монастырь, Покровский собор).

Мы не знаем, почему Маторин сотрудничал именно с издательством Аксель Элиассон, выпустившим 35 открыток с иллюстрациями калужского художника, ставших в наши дни библиографической редкостью. В фонде почтовых открыток Государственного исторического музея хранятся 5 поздравительных открыток с авторской подписью «Н.Маторин»: одна пасхальная и четыре рождественских.

Маторин. Христос Воскресе. Россия. 1900-е гг. Бумага, печать цветная 13,9х8,8 см
Маторин. Христос Воскресе.
Россия. 1900-е гг.
Бумага, печать цветная
13,9х8,8 см

Напомним, что первая рождественская открытка появилась в Англии, в 1795 г. Её автор, английский художник Добсон (Dobson) выпустил первую серию поздравительных открыток в технике литографии. В России первая художественная открытка (к Пасхе) появилась спустя столетие, в 1897 году благодаря издательской деятельности петербургской Общины Св. Евгении, и сразу же стала одним из популярнейших видов искусства. Лучшие художники «Мира искусства» Мстислав Добужинский, Степан Яремич, Елизавета Бём и др. рисовали для этого издательства. Сюжеты поздравительных открыток были самыми разными – от Рождества, Вербного воскресения, Пасхи до Дня Ангела.

Маторин. С Рождеством. Россия. 1900-е гг. Бумага, печать цветная 13,9х8,7 см
Маторин. С Рождеством.
Россия. 1900-е гг.
Бумага, печать цветная
13,9х8,7 см

Техника исполнения тоже отличалась: фототипия, автотипия, литография, хромолитография.

Поздравительные открытки с рисунками Н.В. Маторина были отпечатаны в Стокгольме в технике цветной автотипии, имеют горизонтальный (8,8х14) либо вертикальный (14х8,8) формат. На оборотной стороне вверху надпись на русском и французском языках (Почтовая карточка. Carte Postale) и по левому краю: «Изданiе: Аксель Элiассонъ, Стокгольмъ», имеется разделительная полоса.  Художественное исполнение рисунков, как правило, выдержано в едином ключе (одно или двухфигурная композиция, приглушенная цветовая гамма). По мнению М.Я. Чапкиной, Маторин в своих открытках создал «романтические» образы. Нам кажется, что рисунки исполнены в духе иллюстраций И.И. Билибина к сказкам и по мотивам художественных открыток Е. Бём. Его персонажи – седобородые «старцы» и длинноволосые девушки – à la русалки.

Н. Маторин. С Рождеством Христовым. Швеция, г. Стокгольм. 1900-е гг. Бумага, цветная печать 8,8х14 см
Н. Маторин. С Рождеством Христовым.
Швеция, г. Стокгольм. 1900-е гг.
Бумага, цветная печать
8,8х14 см
Маторин. С Рождеством. Россия. 1900-е гг. Бумага, печать цветная 13,9х8,9 см
Маторин. С Рождеством.
Россия. 1900-е гг.
Бумага, печать цветная
13,9х8,9 см

Определить манеру художника, не зная оригинальных его работ в живописи и графике, представляет некоторую сложность. Так ли чувствуется в них на первый взгляд эклектичный стиль, состоящий из парафраз европейского модерна, как в рисунках к открыткам?

Изд. Аксель Элиассон Н. Маторин. С Рождеством Христовым. Швеция, г. Стокгольм. 1900-е гг. Бумага, печать цветная 13,8х8,9 см
Изд. Аксель Элиассон
Н. Маторин. С Рождеством Христовым.
Швеция, г. Стокгольм. 1900-е гг.
Бумага, печать цветная
13,8х8,9 см

Тем не менее, Николай Васильевич Маторин внёс свой вклад в историю культуры художественных открыток начала XX столетия, и пришло время возрождения из небытия ещё одного имени талантливого художника.