Предметы вооружения эпохи Викингов достаточно разнообразны. Некоторые из них, по праву, можно отнести к настоящим произведениям искусства. Богато украшенные мечи и копья, топоры и боевые ножи, шлемы и кольчуги были предметом гордости кузнецов-оружейников и мастеров-ювелиров, демонстрировали социальный статус владельца, являлись ценным имуществом, передававшимся из поколения в поколение.
Мир Х века значительно отличался от современного. Не было ни паспортов, ни границ. Но среди кажущихся малообитаемыми лесов Восточной Европы и фьордов Северной Норвегии новые идеи, мода, технические достижения распространялись очень быстро. Как попадали на территорию Венгрии и Древней Руси, Хазарского каганата и Волжской Булгарии мечи, выкованные где-то на Рейне, или копья, украшенные в скандинавском стиле, мы знаем лишь в общем. У каждого предмета, как и человека, уникальная судьба. Об удивительной истории одного копья мы и хотели Вам рассказать.
В конце июля 1974 года археологическая экспедиция Исторического музея под руководством Майи Васильевны Фехнер завершала полевой сезон. Последним было решено раскопать небольшой сильно поврежденный курган на юго-восточной окраине могильника Большое Тимерево в Ярославской области, рядом с одноименной деревней. Видимо, сотрудники экспедиции не особенно рассчитывали на обнаружение в насыпи богатого погребения. Но раскопки были необходимы. Через несколько лет вся территория некрополя должна была отойти под расширение Ярославского нефтеперегонного завода. Под насыпью кургана обнаружилась яма погребения размерами 5,2 х 3,75 метра. Такие ямы соответствуют лишь одному типу древнерусских захоронений — камерному. Элитарный камерный обряд захоронения появился в Северной Европе, вероятно, под влиянием христианской религии, стремительно распространявшейся из Византии, центра тогдашнего мира. Во второй половине Х века камерные захоронения появляются на территории Древней Руси: в Киеве, Чернигове, Пскове, под Смоленском, Ярославлем, Ладогой. Подобный тип погребения предполагает сооружение в обширной яме деревянных конструкций, включающих пол, потолок и стены. Именно такие захоронения наиболее богаты инвентарем и подробностями погребального обряда, поэтому наиболее информативны и интересны исследователям средневековых некрополей.
Не оказался исключением и курган 100, последний из изученных в Большом Тимерево в 1974 году. В захоронении оказалось парное погребение мужчины и женщины, сопровождавшееся жертвенными животными — двумя конями и двумя коровами (или быками?). Среди инвентаря — представительная коллекция вооружения и снаряжения верховых коней, женских украшений, торгового инвентаря и бытовых предметов.
В ногах погребенного мужчины была найдена плеть, использовавшаяся для управления верховым конем. На конце плети было закреплено кольцо, снабженное зажимом для кожаного бича и несколькими привесками. Такие плети называются «шумящими», подвески, сталкиваясь, издавали характерный звон, обученный конь слушался не только удара, но и самого звука.
Рукоять плети покрывает сплошная инкрустация из цветного металла. Плотность инкрустации — 3 проволочки на 1 миллиметр поверхности изделия. Узор группируется в уступчатые ромбовидные фигуры. Полихромность композиции достигается за счет использования проволочек из сплава на основе меди, серебра и перекрученных между собой проволочек из серебра и из сплава на основе меди. Подобный способ украшения поверхности предметов вооружения известен и для деталей рукоятей мечей эпохи образования Древнерусского государства, обнаруженных, в том числе, в Ярославском Поволжье.
На рукояти плети заметны 10 пар сквозных отверстий. Форма, характер инкрустации предмета и отверстия позволяют признать в плети из кургана 100 сломанное копье, достаточно редкого типа. В отверстия вставлялись небольшие отрезки проволоки, обычно цветного металла, создавая дополнительный декоративный элемент. К настоящему моменту копий, аналогичных тимеревскому, известно более 100. В основном, они встречены на территории Северной Европы — в Норвегии (62 экземпляра) и Швеции (25-30 штук). Единичные находки известны в Латвии, Финляндии, Белоруссии, Эстонии. На территории Древней Руси их всего 2, еще один наконечник обнаружен в знаменитом кургане Черная могила в Чернигове, исследованном профессором Дмитрием Яковличем Самоквасовым в 1872-1873 годах. Коллекция из раскопок Черной могилы так же хранится в собрании Исторического музея.
Видимо, в процессе использования копье сломалось в месте перехода от втулки к перу, конструктивно — самой уязвимой части изделия. Сплошная инкрустация цветными металлами не позволила провести ремонтные кузнечные работы. Край слома пера, оставшийся единым с втулкой, заровняли, проделали отверстие и предмет получил новое назначение — рукоять плети. Сомневаться в том, что мужчина, погребенный в кургане 100 некрополя в Большом Тимерево, обладал самой эффектной плетью во всей Древней Руси или даже Европе второй половины Х столетия, не приходиться.
Автор – Зозуля С.С., младший научный сотрудник отдела археологических памятников