«Отечеству Царю законам чести верный» — Блог Исторического музея

«Отечеству Царю законам чести верный»

Иконография князя М.Б. Барклая де Толли не столь обширна в сравнении с иконографией других генералов 1812 года. Существуют четыре основных иконографических типа среди портретов генерала. Все они были исполнены в первой четверти XIX века. Немногие художники писали портреты генерала с натуры: прусский живописец и гравер К. Зенф, немецкий художник Ф.Флейшман, и, возможно, французский рисовальщик Л.Сент-Обен. Именно с их оригиналов гравировались и литографировались портреты, печатавшиеся в Западной Европе большими тиражами.

Первым датированным портретом Барклая де Толли можно считать гравюру Франческо Вендрамини по рисунку Луи де Сент-Обена, напечатанной в Лондоне в июне 1813 года. В Историческом музее есть гравюры по рисунку Сент-Обена в двух состояниях, они отличаются подписями. Одна гравюра происходит из собрания Музея 1812 года, куда была подарена Артемием Кизерицким в 1912 году. Другая – из бывшего собрания борисовского коллекционера И.Х. Колодеева с добавлением подписей на русском и французском языках.

 

Следующим иконографическим типом Барклая де Толли считается резцовая гравюра художника итальянского происхождения Сальватора Карделли. Этот образ считается классическим образцом портрета прославленного героя, он неоднократно был повторен в гравюрах русских и немецких художников, отличаясь внешним тоновым оформлением и подписями.

Гравюра резцом С. Карделли. 1813 г.
Гравюра резцом С. Карделли. 1813 г.

Так, на гравюре Фридриха Россмасслера (1775–1858), отпечатанной в 1814 г. в саксонском городке Цвиккау, нет батальной сцены. В нижней части доски расположена подпись «Граф Барклай де Толли. Русский генерал-фельдмаршал». Существует два состояния гравюры, отличающихся наличием и отсутствием имени гравера в подписи.

 

Еще два портрета Барклая де Толли были выполнены с гравюры Карделли в Германии, но уже не в овале, а в восьмиугольнике. Это гравюра 1816 г. берлинского мастера репродукционной гравюры Фридриха Вильгельма Боллингера (1777–1825) по рисунку Жуковского и работа неизвестного мастера, напечатанная в Лейпциге спустя 15 лет.

К этому времени относится работа русского издателя, типографа, историка, коллекционера Платона Бекетова, который планировал издать сборник портретов выдающихся личностей России. Не жалея средств на приобретение подлинных портретов, живописных и гравированных, он собрал огромную коллекцию из нескольких сотен экземпляров. Для их гравирования Бекетов организовал школу пунктирных граверов, в которую вошли Алексей Осипов, Иван Шошкин, Афанасий Афанасьев, В. Храмцев. Художники награвировали пунктиром более 300 досок, но все произведения издать Бекетову не удалось. Гравированный портрет работы В. Храмцева с гравюры С. Карделли из неосуществленного в полной мере издания Бекетова хранится в отделе ИЗО ГИМ.

Гравюра пунктиром В. Храмцева с гравюры С. Карделли. 1830-е гг.
Гравюра пунктиром В. Храмцева с гравюры С. Карделли. 1830-е гг.

Существует еще одна серия однотипных портретов Барклая де Толли, выполненная в 10-е годы XIX ст. Она интересна с точки зрения принадлежности к русской школе. Нам неизвестны имена художников и граверов, но все они, безусловно, пытались копировать предшественников. Два портрета погрудных, третий – поясной; на двух есть сцена сражения, на третьем она отсутствует. На двух из трех помещены одни и те же стихотворные строки: «Отечеству Царю законам чести верный / От Немана к Днепру Российский Ксенофон / От Вислы ж к Рейну днесь гоня врагов обратно // С жезлом начальства он подъял труды безмерны / Покорствуя судьбе зрел щастие превратно / По доблестям своим приял награду он». Гравюры сделаны примерно в одно время, на что указывают одинаковые подписи: «Главнокомандующий российскими армиями генерал от инфантерии, граф Барклай де Толли».

 

Натурный портрет Барклая де Толли был написан в 1816 г. в Дерпте живописцем, рисовальщиком и гравером Карлом Августом Зенфом. Художник был родом из Пруссии, с 1803 г. жил в Дерпте, преподавал в университете живопись и гравюру. Среди его учеников достаточно назвать рисовальщика Клюндера и поэта Василия Жуковского, жившего в Дерпте весной 1815 года. Чем примечателен этот образ героя? На овальном портрете есть точная датировка исполнения «1816».

Гравюра пунктиром К. Зенфа по собственному рисунку с натуры.1816 г.
Гравюра пунктиром К. Зенфа по собственному рисунку с натуры.1816 г.

В фондах Исторического музея хранятся все варианты портретов, гравированных с оригинала Зенфа. В первую очередь, это работа русского мастера, опубликованная в 1822 г. в книге Ушакова «Деяния российских полководцев». Существует портрет Барклая де Толли в четырехугольной рамке, гравированный в 1839 г. берлинским художником Вебером (C.E.Weber).

Прижизненный портрет был настолько популярен, что его копировали более шести раз немецкие, русские и английские художники, включая знаменитого живописца Доу. Ростовой живописный портрет кисти Джорджа Доу 1829 г., находящийся в Военной галерее Зимнего дворца, в свою очередь, тоже послужил оригиналом для воспроизведения портрета Барклая де Толли в гравюре и литографии. Первым гравером, исполнившим репродукционную гравюру по оригиналу Доу, был его младший брат Генри.

Известны случаи, когда владельцы графических собраний раскрашивали гравюры акварелью, гуашью или маслом и покрывали их лаком для сохранения красочного слоя. Один такой вариант раскрашенной вручную гравюры Генри Доу поступил в ГИМ в 1930-е годы.

Появление в России в первой четверти XIX в. нового способа печати – литографирования – привлекло внимание художников, издателей, владельцев типографий. В собрании ГИМ хранится цветная литография немецкого художника Адольфа Бeземана (1806–1867) – прекрасного рисовальщика и литографа, автора камерных портретов, относящихся к 1840-м гг.

Цветная литография А. Беземана. 1840-е гг.
Цветная литография А. Беземана. 1840-е гг.

В 1845 г. в качестве иллюстрации к «Повести о великой битве Бородинской» Николая Полевого был помещен рисунок Карла Жуковского с портретом Барклая де Толли, отпечатанный отдельным листом. Литограф Петр Федорович Борель (1829 ̶ 1898) тоже исполнил портрет генерала для издания Александра Эрнестовича Мюнстера (1824–1908), он датирован 1861 г.

К концу XIX века техника гравирования идет на спад, на смену ей появляются фотомеханические способы воспроизведения (фототипии, цинкографии, гелиогравюры). В 1912 г. портреты Барклая де Толли воспроизводят в большом количестве в юбилейных изданиях, посвященных столетию Отечественной войны 1812 г.: «За веру, Царя и Отечество», «Военная галерея Зимнего Дворца», Ермоловское издание Апухтина и др. Гравюры черно-белые и цветные с погрудными портретами Барклая де Толли с оригиналов Зенфа и Доу печатались в московской типографии И.Д. Сытина и петербургской Т. Киббеля.

В иконографии Барклая де Толли особое место занимают образы полководца, отличные от указанных выше. В июне 1815 г. в Нюрнберге в издательстве Фридриха Кампфа была отпечатана гравюра пунктиром немецкого художника Фридриха Флейшмана (1791–1834), на которой генерал мало похож на себя.

 

Дело в том, что во время заграничных походов русской армии портреты русских генералов пользовались повышенным спросом. Не имея под рукой образцов настоящих портретов, издатели и художники брали за основу чужие оригиналы, меняя лишь подписи под картинками. К примеру, в Германии продавались гравированные портреты с подписью на немецком языке «Граф Барклай де Толли, русский генералиссимус», на котором Барклай де Толли изображен с чертами П.Х. Витгенштейна. Неизвестный художник скопировал гравюру Генриха Дэлинга (1773–1850) по рисунку Фридриха Болта (1769–1836), датированную приблизительно 1813 г. Примечательно, что и Болт в свою очередь скопировал портрет Витгенштейна с гравюры Клаубера, художника итальянского происхождения, работавшего в России. Несмотря на то, что за основу граверы брали один и тот же оригинал, хорошо видны отличия, что говорит скорее не о формальной копийности, а о заказных портретах и авторской индивидуальности художников-граверов.

Стоит упомянуть еще об одном жанре портрета князя Барклая де Толли, выполненного в графической технике – карикатуре. В коллекции дореволюционного московского собирателя Павла Яковлевича Дашкова хранится карандашный рисунок 1820-х годов с подписью «Барклай де Толли» (?) и текстом на французском языке в верхней части листа, датированным 1 марта 1812 года.

В общей сложности в графических собраниях Государственного исторического музея было выявлено более 50 портретов князя Барклая де Толли, выполненных в различных техниках. Самыми ранними изображениями прославленного полководца считаются гравюры по рисунку Сент-Обена, а единственным известным нам художником, писавшим портрет генерала с натуры, был Карл Зенф. Именно этими образцами пользовались русские и западноевропейские мастера при создании образа героя 1812 года.