Что означает надпись на портрете Алексея Михайловича

В экспозиции Исторического музея находится редчайший памятник — портрет Алексея Михайловича в наряде Большой казны конца XVII в. Для того чтобы понять, в чём заключается уникальность портрета, необходимо подчеркнуть, что это одно из первых изображений московского государя в портретном жанре. Остальные изображения царей той эпохи принадлежат к иконографическому типу, большинство из которых были написаны посмертно. На портрете из собрания Исторического музея образ Алексея Михайловича выполнен в высокореалистичной художественной манере. Поэтому с большой вероятностью можно сказать, что перед нами прижизненный портрет, для которого государь лично позировал художнику.

Портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный художник. Конец 1670-х – начало 1680-х гг.
Портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный художник. Конец 1670-х – начало 1680-х гг.

В правой части картины находится надпись:

«ОБРАЗ ВЕЛИКОГО ГОСУДАРЯ, ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ВСЕЯ ВЕЛИКАЯ И МАЛАЯ И БЕЛАЯ РОССИИ САМОДЕРЖЦА».

Хотя на первый взгляд фраза довольно понятная, она хранит в себе множество смыслов.

Первое слово в этой надписи — «образ». Это слово нам хорошо знакомо, однако мы не догадываемся, какой смысл в него вложил автор. До сих пор мы этим словом зачастую пользуемся при описании иконы (когда говорим про «образ святого»). С его помощью художник хотел подчеркнуть богоподобие царя, ведь в то время царская власть воспринималась как продолжение власти божественной, а воля государя — волею Господа.

Следующее словосочетание — «великий государь». Под словом «государь» в ту эпоху понимался не только титул правителя. Государем могли назвать главу семьи или хозяина дома. Это свидетельствует, что российский правитель воспринимался как полноправный и единоличный хозяин русской земли.

«Царь» — это титул, который впервые принимает Иван Грозный, правивший нашей страной в XVI в., примерно за сто лет до Алексея Михайловича. Этот титул пришёл к нам из Византии. Так в древней Руси называли византийских императоров, главных покровителей православной веры. Когда в 1453 г. Византийская империя прекратила своё существование, Русь осталась единственным независимым православным государством в мире. Иван IV принял царский титул и тем самым подчеркнул возросшее значение русского государства. С того времени страна являлась гарантом православия, а её правитель — его главным защитником.

Титул «великий князь» Алексей Михайлович унаследовал от своих предшественников, великих князей московских и владимирских из династии Рюриковичей, правителей древнерусского государства. Таким образом подчёркивается преемственность власти государей из династии Романовых от князей Рюриковичей.

Особое внимание обращают на себя последние две строчки:

«ВСЕЯ ВЕЛИКАЯ И МАЛАЯ И БЕЛАЯ РОССИИ САМОДЕРЖЦА».

Под этими словами понимаются земли, некогда входившие в состав древнерусского государства: Великая Россия — территории от Урала до современных западных границ РФ; Малая Россия — Малороссия, т. е. Украина; и Белая Россия — Белоруссия. Земли современных Украины и Белоруссии на момент правления Алексея Михайловича находились под властью Речи Посполитой (Польши). Их население преимущественно исповедовало православную веру и всегда тяготело к России, испытывало на себе гнёт поляков-католиков, которые притесняли его по религиозному и национальному признакам. В 1654 г. запорожское казачество, главная военная и политическая сила того времени в Малороссии, принимает решение присягнуть на верность русскому царю и тем самым войти в состав Российского государства. Алексей Михайлович принимает присягу казаков, Россия вступает в войну с Польшей, которая продлилась до 1667 г. По её итогам к нашей стране отошла только левобережная Украина вместе с Киевом. С этих пор российские государи официально считают себя законными хозяевами всех земель, некогда входивших в состав Киевской Руси.

Восхищают изображение Алексея Михайловича и великолепие его наряда, которое вторит высокому титулу государя. На портрете царь изображён в платно из драгоценной венецианской парчи, с символами царской власти: скипетром — жезлом, венчанным двуглавым орлом; державой — золотым шаром; бармами — широкое оплечье с изображением святых покровителей государя и драгоценными камнями; золотым крестом на золотой цепи и царским венцом — головным убором с собольей опушкой, украшенным драгоценными камнями. Вес наряда составлял 2 пуда (32 кг). Наряд надевался во время наиболее значимых политических событий (венчание на царство, приём иностранных послов высокого ранга) и великих праздников. Государь в драгоценном наряде Большой казны воплощал в себе образ власти и её сакральность, выражал богатство и могущество державы.

Сейчас портрет Алексея Михайловича находится в одном из залов, посвящённых Российскому государству XVI–XVII вв. И теперь, когда наш музей открыт для посетителей, вы можете увидеть этот редчайший памятник своими глазами.