Этот небольшой столик (его размер составляет 69,5х55,5х35,5 см) изготовлен в третьей четверти XVIII века. На первый взгляд он находит очевидное сходство с французскими образцами периода рококо как по форме, так и по характеру декора овальной столешницы, украшенной флоральной композицией. Однако внимательное изучение этого памятника позволяет обнаружить ряд кардинальных отличий: в них ярко проявляется «русский характер» наборной мебели, выполненной в усадебных мастерских.
В первую очередь это касается проножки, образующей полку в виде силуэта боба, а не логичного в данном случае овала, канонически призванного вторить очертанию столешницы. Вероятно, следуя вкусу заказчика или благодаря собственному представлению о модной мебели, мастер использует эту популярную форму, обычно применявшуюся для изготовления столешниц.
Поверхность проножки фанерована красным деревом и в центре украшена вставкой из березового капа. Этот достаточно наивный прием декорировки немоделированной фанеровкой использован и в оформлении столешницы. Здесь в композицию включены стилизованные ветви лавра, листья которого лишь по краю проработаны силуэтной остроугольной линией.
Еще один признак усадебного происхождения столика проявился в расположении ящика с торца вместо традиционного для этого времени – на фасаде. Вероятно, таково было пожелание заказчика, предназначавшего этот предмет для определенного использования.
Если очертания столика в целом «дышат» эстетикой прихотливых линий, то царга отличается строгим ритмом равносторонних ромбов. Создается впечатление, что традиционная трельяжная сетка рококо «перерождается» в строгую геометрическую систему грядущей эпохи классицизма.
Как уже отмечалось, столик крайне показателен для характеристики русского усадебного мебельного производства третьей четверти XVIII века. В этом предмете отражен процесс постижения отечественными мастерами новых принципов формообразования и техники маркетри, попыток приспособления к использованию в наборе отечественных сортов древесины наряду с привозной. Основа предмета изготовлена из хвойной породы дерева, а для украшения использованы импортное розовое и красное дерево, а также произрастающие в России кап березы, карельская береза, груша и несколько разновидностей древесины лиственных пород.
Подражательность французским оригиналам в проекте и исполнении этого столика сочетается с выражением самостоятельной позиции, благодаря чему рождается элегантный и трогательный образ небольшого предмета интерьера.