В собрании Государственного Исторического музея среди выдающихся памятников отечественной истории и культуры хранится уникальный образец русского золотого и серебряного дела начала XX века. Это предносной крест известного московского церковного производства семьи Оловянишниковых, выполненный к празднованию 300-летия царствующего дома Романовых в 1913 году.
Как произведение церковного искусства крест отражает новое понимание религиозной темы в эпоху правления Николая II, свидетельствует ее развитие в творчестве ведущих русских художников в связи с идеями национального возрождения.
Крест деревянный, обложен серебром, позолоченный, на длинной деревянной ручке, с латунным наконечником. В центре и по концам креста, с двух сторон, в круглых медальонах представлены живописные изображения: Господь сил – Саваоф; Господь Вседержитель; Богоматерь; святой Иоанн Предтеча; святитель Николай Чудотворец; святитель Алексей, митрополит Московский и всея России; святая царица Александра Римская; святая равноапостольная княгиня Ольга; святая мученица Татиана Римская; святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина; святая великомученица Анастасия Узорешительница. По серебру креста чеканен орнамент пальметтовидных цветов, завитков и акантовых листьев по канфаренному фону. На оборотной стороне в декоре нижнего перекрестья чеканена императорская корона. В украшении лицевой стороны использованы аметисты и изумрудная корка: по три камня на каждом перекрестье, двенадцать камней вокруг среднего медальона, по восемь камней в обрамлении медальонов на концах креста.
Живописные миниатюрные изображения в декоре креста выполнены в «стиле В.М.Васнецова», который открыл неоромантическое направление в русской религиозной живописи, первым подошел к философско-эстетическому переосмыслению иконы в начале XX столетия. Созданные им неповторимые образы Христа, Богоматери и святых, были рекомендованы Синодом для массового иконного дела в России. И именно их декоративное воспроизведение отличает образный ряд в композиции креста, который представляет святых, соименных членам царской семьи. Символический смысл такого художественного решения отвечал характеру работы фирмы Оловянишниковых, выполнявшей многочисленные заказы в ходе подготовки к торжественным богослужениям в канун празднования 300-летия Дома Романовых.
В стилевом оформлении креста используется художественная модель, разработанная С.И.Вашковым, любимым учеником В.М.Васнецова. В основе декоративной композиции серебряного оклада лежат орнаментальные мотивы искусства Византии палеологовского периода и художественные приемы мастеров Московской Оружейной палаты XVII века. Чеканные изображения пальметт, завитков, листьев, фантазийных цветов образовывают живописный рисунок стиля модерна, определившего развитие искусства начала XX века. Одним из создателей эстетики «русского модерна» является Сергей Иванович Вашков, выпускник Императорского Строгановского Училища технического рисования. Талант искусного рисовальщика, специальные знания и художественный вкус позволили ему занимать место главного художника на фабрике П.И. Оловянишникова с 1901 по 1911 годы.
За развитие русского национального искусства и высочайшее качество работы в 1878 г. Порфирий Иванович Оловянишников удостоился звания поставщика Российского Императорского Дома. Семейное дело продолжили его сыновья: Сергей и Иван, и жена последнего Евпраксия Егоровна, при которой, в 1901 г. предприятие было преобразовано в закрытое акционерное товарищество на паях – «Торгово-промышленное Товарищество “П.И. Оловянишникова сыновья”». Именно в 1901–1911 гг., благодаря творческой активности его художественного руководителя С.И.Вашкова, церковное производство фирмы стало образцом нового стиля в русском золотом и серебряном деле, примером профессионального осмысления его исторических традиций.
В настоящее время предносной крест экспонируется на выставке «Фаберже и придворные ювелиры» в Историческом музее.
Автор — Г.М. Крюк, старший научный сотрудник Отдела Драгоценных металлов