Зимой 1554/55 г. заказчик строительства обетного храма в честь Казанского взятея» царь Иван IV Грозный решил вместо первого, деревянного, храма возвести памятник на века – каменный. В это же время произошло важнейшее событие, повлиявшее на изменение количества церквей в обетном храме. Напомним, что первоначально был построен восьмипрестольный собор, а весной 1555 г. зодчие заложили девятипрестольный храм. Что же стало причиной изменения программы посвящения церквей собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву?
В далеком городе Хлынове (нынешняя Вятка), на реке Великой, прославилась икона святителя Николая, которая «велия чюдеса творит да от многа лет неподелыван, и горела многажды церковь, а образ невредимо пребысть…». Обретение каждой чудотворной иконы было важным событием в церковной жизни страны. Об этом обязательно сообщали митрополиту Московскому, а новообретенные иконы доставляли в Москву для всеобщего почитания и прославления.
В начале 1555 г. к царю прибыли послы из г. Хлынова сообщить об иконе. В Покровском соборе есть замечательное изображение этого события на стене церкви Николы Великорецкого. Царь издал грамоту, в которой повелел «тот чудотворный образ… взять к нему государю в Москву».
Путешествие, которое было настоящим крестным ходом, совершалось «в судех», то есть по рекам, согласно маршруту, установленному царем Иваном Васильевичем и митрополитом Макарием. Он пролегал через только что завоеванные казанские земли, населенные татарами. Явление чудотворной святыни связывалось современниками с подвигом русского воинства и победным распространением православия среди народов, вошедших в состав государства. Во время крестного хода через покоренные земли «не токмо православнии, но неверные… исцеления получиша, овии же и крестишеся».
В Москве икону торжественно встречали митрополит и царь с «новокрещеными цари Казанскими». Известно, что митрополит Макарий и царь Иван Грозный вместе составили программу посвящения церквей обетного храма в честь Казанского взятия. И после обретения такой святыни они решили добавить еще одну церковь в составе задуманного каменного храма. Явление иконы рассматривалось как продолжение чуда присоединения Казанского царства. Это было весомым поводом, чтобы в храме, сооруженном в честь Казанской победы, появилась девятая церковь, которую решено было посвятить Великорецкому образу святителя Николая.
Однако автор Жития митрополита Ионы конца XVI в. все это представил не как решение царя и митрополита, а как божественное провидение: «И разсмотриша мастеры, что лишней престол обретеся, и сказаша царю. И царь и митрополит, и весь сунклит царьской во удивление прииде о том, что обретеся лишней престол. И поволи царь ту бытии престолу Николину: И изволи де Бог, и полюби то место Никола, а у меня да не бысть в помышлении того».
То есть, весной 1555 г. была расширена программа посвящений церквей собора. Девятой церковью стала церковь во имя Великорецкого образа святителя Николая или, как стали ее называть, церковь Николы Великорецкого.