Зимой 1554/55 г. заказчик строительства обетного храма в честь Казанского взятея» царь Иван IV Грозный решил вместо первого, деревянного, храма возвести памятник на века – каменный. В это же время произошло важнейшее событие, повлиявшее на изменение количества церквей в обетном храме. Напомним, что первоначально был построен восьмипрестольный собор, а весной 1555 г. зодчие заложили девятипрестольный храм. Что же стало причиной изменения программы посвящения церквей собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву?
В далеком городе Хлынове (нынешняя Вятка), на реке Великой, прославилась икона святителя Николая, которая «велия чюдеса творит да от многа лет неподелыван, и горела многажды церковь, а образ невредимо пребысть…». Обретение каждой чудотворной иконы было важным событием в церковной жизни страны. Об этом обязательно сообщали митрополиту Московскому, а новообретенные иконы доставляли в Москву для всеобщего почитания и прославления.
В начале 1555 г. к царю прибыли послы из г. Хлынова сообщить об иконе. В Покровском соборе есть замечательное изображение этого события на стене церкви Николы Великорецкого. Царь издал грамоту, в которой повелел «тот чудотворный образ… взять к нему государю в Москву».
![Иван IV принимает послов из Хлынова. Настенная роспись церкви Николы Великорецкого. XVIII в.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2016/06/1-683x1024.jpg)
Путешествие, которое было настоящим крестным ходом, совершалось «в судех», то есть по рекам, согласно маршруту, установленному царем Иваном Васильевичем и митрополитом Макарием. Он пролегал через только что завоеванные казанские земли, населенные татарами. Явление чудотворной святыни связывалось современниками с подвигом русского воинства и победным распространением православия среди народов, вошедших в состав государства. Во время крестного хода через покоренные земли «не токмо православнии, но неверные… исцеления получиша, овии же и крестишеся».
![Великорецкий образ святителя Николая из церкви церкви Николы Великорецкого. XVIII в.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2016/06/3-870x1024.jpg)
В Москве икону торжественно встречали митрополит и царь с «новокрещеными цари Казанскими». Известно, что митрополит Макарий и царь Иван Грозный вместе составили программу посвящения церквей обетного храма в честь Казанского взятия. И после обретения такой святыни они решили добавить еще одну церковь в составе задуманного каменного храма. Явление иконы рассматривалось как продолжение чуда присоединения Казанского царства. Это было весомым поводом, чтобы в храме, сооруженном в честь Казанской победы, появилась девятая церковь, которую решено было посвятить Великорецкому образу святителя Николая.
![Перенесение иконы святителя Николая в Москву](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2016/06/2-663x1024.jpg)
Однако автор Жития митрополита Ионы конца XVI в. все это представил не как решение царя и митрополита, а как божественное провидение: «И разсмотриша мастеры, что лишней престол обретеся, и сказаша царю. И царь и митрополит, и весь сунклит царьской во удивление прииде о том, что обретеся лишней престол. И поволи царь ту бытии престолу Николину: И изволи де Бог, и полюби то место Никола, а у меня да не бысть в помышлении того».
![Церковь Николы Великорецкого Покровского собора.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2016/06/4-531x1024.jpg)
То есть, весной 1555 г. была расширена программа посвящений церквей собора. Девятой церковью стала церковь во имя Великорецкого образа святителя Николая или, как стали ее называть, церковь Николы Великорецкого.