Выстроенный осенью 1554 г. обетный храм Покрова Богородицы в честь победы русского войска под предводительством царя Ивана IV Грозного просуществовал несколько месяцев. Это было деревянное сооружение, состоящее из главного престола с 7 приделами. Безусловно, только незаурядное событие могло привести к решению разобрать царский храм и всего лишь через несколько месяцев возвести на этом месте совершенно иной, девятипрестольный собор из камня и кирпича. Тот самый, который мы видим сегодня.
Почему же изменилась идейная программа обетного строительства? Существует точка зрения, что зодчие слегка подкорректировали первоначальный царский замысел, добавили еще одну церковь, и получилось симметричное и гармоничное здание, «чудо чудное, диво дивное». Действительно, если мысленно отбросим все поздние пристройки к собору, посмотрим на его первоначальный план, то увидим, что вокруг главной шатровой церкви симметрично располагаются боковые церкви, а весь ансамбль окружен двумя галереями и создает впечатление хорошо продуманной композиции.
Появилась эта гипотеза еще в конце XVI в. Автор Жития митрополита Ионы зафиксировал важнейший момент начала строительства собора:
«Того же году повелением царя и государя и великого князя Ивана зачата делати церковь обетная, еже обещался в взятие Казанское: Троицу и Покров и семь приделов, еже имянуется на Рву. … И прииде царь на оклад той церкви с царицею Настасиею и с отцем богомольцем Макарием митрополитом. … И первое основание сам царь касается своима руками. И разсмотриша мастеры, что лишней престол обретеся, и сказаша царю. И царь и митрополит, и весь сунклит царьской во удивление прииде о том, что обретеся лишней престол. И поволи царь ту бытии престолу Николину: И изволи де Бог, и полюби то место Никола, а у меня да не бысть в помышлении того».
Оказывается, в момент закладки собора произошло чудо. Царь Иван IV велел мастерам построить восьмипрестольный храм, а они основали девять престолов «ни яко ж повелено им, но яко ж по бозе разум даровася им в размерении основания…». Однако, давайте вспомним Русь середины XVI в. Трудно предположить, что зодчие могли так своевольничать, имея дело с царским заказом. Ведь к 1554 г. уже была сформирована программа посвящений церквей в восьмипрестольном деревянном храме. Было понятно, какие церкви войдут в его состав. И вдруг, мастера прямо при закладке храма объявляют царю, что ими принято решение изменить количество церквей.
Конечно, строили тогда без чертежей в нашем понимании, а «по образу и подобию», но заказчик всегда самостоятельно определял и утверждал облик будущей постройки и ясно давал понять зодчим, какой результат он ожидал получить. Особенно, если речь идет о каменном строительстве и царском заказе. Известно, что летописцы иногда приукрашивали тексты, излагая суть событий субъективно. Вероятно, и автор Жития решил облечь в такую красивую форму момент закладки храма. То, что он будет девятипрестольным, было определено царем и митрополитом Макарием еще весной 1555 г., накануне закладки каменного собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Почему понадобился «лишний» престол? Об этом наш следующий рассказ!