Кто придумал «церковь Покров каменну о девяти верхех»? — Блог Исторического музея

Кто придумал «церковь Покров каменну о девяти верхех»?

Выстроенный осенью 1554 г. обетный храм Покрова Богородицы в честь победы русского войска под предводительством царя Ивана IV Грозного просуществовал несколько месяцев. Это было деревянное сооружение, состоящее из главного престола с 7 приделами. Безусловно, только незаурядное событие могло привести к решению разобрать царский храм и всего лишь через несколько месяцев возвести на этом месте совершенно иной, девятипрестольный собор из камня и кирпича. Тот самый, который мы видим сегодня.

Почему же изменилась идейная программа обетного строительства? Существует точка зрения, что зодчие слегка подкорректировали первоначальный царский замысел, добавили еще одну церковь, и получилось симметричное и гармоничное здание, «чудо чудное, диво дивное». Действительно, если мысленно отбросим все поздние пристройки к собору, посмотрим на его первоначальный план, то увидим, что вокруг главной шатровой церкви симметрично располагаются боковые церкви, а весь ансамбль окружен двумя галереями и создает впечатление хорошо продуманной композиции.
Появилась эта гипотеза еще в конце XVI в. Автор Жития митрополита Ионы зафиксировал важнейший момент начала строительства собора:

«Того же году повелением царя и государя и великого князя Ивана зачата делати церковь обетная, еже обещался в взятие Казанское: Троицу и Покров и семь приделов, еже имянуется на Рву. … И прииде царь на оклад той церкви с царицею Настасиею и с отцем богомольцем Макарием митрополитом. … И первое основание сам царь касается своима руками. И разсмотриша мастеры, что лишней престол обретеся, и сказаша царю. И царь и митрополит, и весь сунклит царьской во удивление прииде о том, что обретеся лишней престол. И поволи царь ту бытии престолу Николину: И изволи де Бог, и полюби то место Никола, а у меня да не бысть в помышлении того».

закладка
Закладка Покровского собора. миниатюра Лицевого летописного свода. 1560-1570-е гг.

Оказывается, в момент закладки собора произошло чудо. Царь Иван IV велел мастерам построить восьмипрестольный храм, а они основали девять престолов «ни яко ж повелено им, но яко ж по бозе разум даровася им в размерении основания…». Однако, давайте вспомним Русь середины XVI в. Трудно предположить, что зодчие могли так своевольничать, имея дело с царским заказом. Ведь к 1554 г. уже была сформирована программа посвящений церквей в восьмипрестольном деревянном храме. Было понятно, какие церкви войдут в его состав. И вдруг, мастера прямо при закладке храма объявляют царю, что ими принято решение изменить количество церквей.

Реконструкция закладки храма. художник В.А. Рябов. 2011 г.
Реконструкция закладки храма. художник В.А. Рябов. 2011 г.

Конечно, строили тогда без чертежей в нашем понимании, а «по образу и подобию», но заказчик всегда самостоятельно определял и утверждал облик будущей постройки и ясно давал понять зодчим, какой результат он ожидал получить. Особенно, если речь идет о каменном строительстве и царском заказе. Известно, что летописцы иногда приукрашивали тексты, излагая суть событий субъективно. Вероятно, и автор Жития решил облечь в такую красивую форму момент закладки храма. То, что он будет девятипрестольным, было определено царем и митрополитом Макарием еще весной 1555 г., накануне закладки каменного собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Почему понадобился «лишний» престол? Об этом наш следующий рассказ!