Графин с надписью: «В память взятия Парижа 19 марта 1814»

События Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии оставили глубокий след в истории и культуре Российского государства. В живописи, литературе, музыке и в декоративно-прикладном искусстве нашли отражения ратные подвиги выдающихся полководцев и рядовых воинов. Практически сразу после войны появились памятные и раритетные вещи, а в 1810–1820-е гг. сувенирная продукция была запущена в массовое производство. На лучших мануфактурах Российской империи создавались великолепные сервизы, табакерки, подносы, шкатулки, панно, пресс-папье с изображениями героев войны, памятных дат, названий полков.

В Историческом музее хранится коллекция памятных изделий из стекла и хрусталя, произведённых на Императорском стеклянном заводе. Это поражающие своим великолепием бокалы, стаканы и кружки, стопы и рюмки, на которых изображены портреты героев Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии, торжественные надписи, аллегорические изображения. Среди этих предметов особо примечателен графин с надписью:

«В память взятия Парижа 19 марта 1814».

Форма и декор этого изделия заслуживают отдельного внимания. Графин с широкой нижней частью имеет вытянутое узкое горлышко, которое закрывается пробкой с изящным навершием округлой формы. В отличие от кувшина графин не имеет ручки и носика. Как правило, графин использовался для праздничной сервировки при подаче выдержанного вина, морса и других напитков. С начала XIX в. русская стекольная промышленность вышла на новый уровень развития. Росло производство стекла, появились новые техники обработки изделий, в моду постепенно вошёл свинцовый хрусталь, из которого и был изготовлен памятный графин. Большая часть поверхности графина, а также крышка имеют неровную поверхность и переливаются яркими цветами. Этот эффект был достигнут благодаря алмазной грани. Именно такое название получила техника нанесения пересекающихся линий, образующих заострённые пирамидки. Работа проходила в несколько этапов: сначала наносили резьбу, затем изделие шлифовали. Невероятное сияние достигалось благодаря небольшим часто повторяющимся пирамидкам, которые в совокупности напоминают блестящие грани драгоценного камня — бриллианта.

Горлышко, верхнюю и нижнюю часть тулова изящно обрамляет тонкая золотая полоса. Данный вид украшения предметов из стекла, фарфора, хрусталя получил название «цировка». С помощью специального инструмента или иглы мастер наносил тонкую золотую линию по гладкой, заранее вызолоченной, поверхности. Это придаёт дополнительный блеск и сияние. Верхняя часть изделия и массивное основание украшены золотой росписью — перед нами открываются аккуратно прорисованные тонкие листья, придающие графину нарядный и торжественный вид. Центральную часть тулова украшает крупный медальон белого цвета, обведённый золотой отводкой. С эстетической точки зрения уникальность графину придаёт именно этот крупный медальон из молочного стекла. В декоративном искусстве XIX в. сочетание молочного стекла и хрусталя было достаточно редким приёмом, известным мастерам Императорского стеклянного завода. Так называемое «молочное стекло» — непрозрачный материал, по внешним признакам напоминающий фарфор.

Этот вид стекла появился ещё в XVI в. в Италии. Существовало несколько способов получения материала молочного цвета. В стеклянную массу добавляли кальций и натрий, а также фосфорно-известковую соль или окись олова. После плавки получался прозрачный материал, и только спустя определённое время появлялся желанный светлый оттенок. На гладкую поверхность медальона наносили портретное изображение, узор или памятную надпись. После в хрустальном изделии вытравливали округлое отверстие, в которое вплавляли медальон. Описанная выше техника была известна только отечественным мастерам. Но интересно, что этот декоративный метод имеет свою историю. Похожая техника существовала в Англии и во Франции: в стеклянное изделие вплавлялись небольшие пластинки и фигурки белого цвета из фарфора или гипса. По мнению многих специалистов в области искусства и развития стекольного дела в России, после заграничных походов русской армии 1813–1814 гг. солдаты привозили из Европы похожие изделия. Возможно, именно поэтому в первой половине XIX в. в декоративно-прикладное искусство России вошла мода на сочетание двух материалов — хрусталя и молочного стекла. Важно подчеркнуть, что именно Императорский стеклянный завод усовершенствовал европейскую технику, привнеся в неё оригинальность.

На медальоне изображена большая императорская корона, вензель императора Александра I и надпись: «В память взятия Парижа 19 марта 1814». Такая надпись была распространена на многих предметах памятной посуды и сувениров. Это событие наряду с победой в Отечественной войне стало поистине знаменательным в истории Российского государства. Для военной операции была собрана стотысячная армия, большую часть которой составляли русские солдаты. Взятию города предшествовала длительная военная кампания 1813 г., когда русская армия и союзники освобождали Европу от неприятеля. 19 марта 1814 г. произошло одно из самых кровопролитных сражений, бои велись почти по всей северной части Парижа. К вечеру император Александр I соглашается на мирные переговоры о сдаче города. На следующий день была подписана капитуляция Парижа. Как отмечает Могилевский Н. М., ссылаясь на сочинения историка Хомутова С. Г.:

«После подписания капитуляции в союзном лагере началось бурное празднование — люди не верили, что трёхлетняя тяжелейшая война наконец-то закончилась, все обнимались и поздравляли друг друга».

Наполеон потерпел сокрушительное поражение, а Александр I и союзники триумфально вступили в столицу Франции через арку в Сен-Дени. Это ознаменовало безоговорочную победу русской армии в длительной тяжёлой военной кампании.

Данный графин является безупречным изделием Императорского стеклянного завода. Этот эстетически притягательный предмет скрывает в себе разные интересные техники работы со стеклом. И самое важное, — графин является памятным предметом, прославляющим победу русской армии, напоминая нам об одном из самых важных и крупных событий XIX в. — взятии Парижа. Сегодня полюбоваться великолепным хрустальным изделием можно в Музее Отечественной войны 1812 года, входящим в комплекс зданий Исторического музея в Москве.

 

Использованная литература:

  1. Ашарина Н.А. Русское стекло XVII – начала XX века. М., 1998.
  2. Безотосный В.М. Россия в наполеоновских войнах 1805–1815 гг. М., 2014.
  3. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания. Т. 13. СПб., 1903.
  4. Могилевский Н.А. От Немана до Сены: Заграничный поход русской армии 1813–1814 гг. М., 2012.
  5. Переятенец В.И., Переятенец И.В. Введение в практическое искусствознание. Экспертиза и оценка антиквариата. М., 2018.
  6. Хомутов С.Г. Из дневников свитского офицера // Русский архив. 1870. № 1.