«О светло светлая и украсно украшена земля Русская! И многими красотами удивлена еси»,
— восклицает безымянный поэт, живший на Руси в первой половине XIII века. Среди красот земли Русской упомянуты князья грозные, бояре честные и «бесчисленные города Великие». Именно об одном из городов бесчисленных пойдёт речь в нашем рассказе.
Для эпохи средневековья город был символом богатства и процветания страны. В XII веке Русь достигла небывалого расцвета благодаря росту своих городов. Летописные и археологические данные свидетельствуют о наличии в Древней Руси почти четырёх сотен городов. Такого богатства не было ни на Западе, ни на Востоке. В Европе Русь называли Гардарики, то есть страной городов. Мы привыкли думать, что блестящая городская культура, давшая название периоду «золотой век русской истории», сосредотачивалась только в таких крупных городах, как Новгород Великий, Киев, Чернигов, Владимир, Смоленск. Эти города были столицами великих княжеств и земель. Только в Новгороде Великом насчитывалось до ста тысяч жителей. Древности этих городов хорошо известны и являются жемчужиной музейного фонда нашей страны. Большая их часть хранится и в Историческом музее.
А что мы знаем о сотне малых городов? Являлись ли они частью «золотого века» Древней Руси? В первую очередь имеются в виду столицы небольших удельных княжеств, каких на Руси было множество в ту далёкую эпоху. Большая часть этих малых городов известна только из летописи, порой невозможно установить их местоположение. А те, которые изучены археологически, составляют небольшой список. Так, в Историческом музее в залах Древней Руси можно увидеть памятники всего из пяти малых городов, в том числе древности городка, расположенного на реке Десна в Брянской земле. Имя ему Вщиж.
Этому небольшому городку особенно повезло! Мы знаем, как развивался этот город на протяжении пяти сотен лет — с IX века и вплоть до гибели его в 1238 году после разрушительного нашествия монголов. Коллекция древностей Вщижа считается эталонной, поскольку даёт полную картину жизни небольшого городка, столицы удельного княжества с населением в тысячу человек, в период своего наивысшего расцвета в XII веке.
Мы остановимся на некоторых памятниках из Вщижа, которые имеют особое значение для понимания роли и места малых городов в истории Руси. Так, в ремесленной части города, на посаде был обнаружен горн для обжига глиняной посуды со всем его содержимым. Горн почти целиком сохранился, обрушился лишь свод, под обломками которого погребена партия горшков. Они были расположены в том порядке, в каком гончар заложил их в камеру. Это позволило реконструировать горн и разместить в нём подлинные горшки XIII века. Реконструкция этого горна с глиняными сосудами представлена в 9-м зале музея.
Изучая этот чудом сохранившийся комплекс, учёные пришли к важным выводам. Двухуровневый горн с поддувалами и колосниками обеспечивал равномерный нагрев и высокое качество обжига, о чём свидетельствуют ровная светлая окраска стенок и звон, создаваемый при постукивании. Именно такие горны использовались в больших городах. Становится понятным, что малые города не уступали по уровню ремесленного производства крупнейшим центрам Руси. Вся посуда сделана на гончарном круге. Наличие круга, или, как его называли на Руси, кружала позволяло ускорить производственный процесс, делать быстро и много, выпускать большие партии продукции. Все горшки почти одинаковой формы и размера. Стандартизация изделий говорит о том, что они изготавливались не на заказ, а на рынок. Таким образом, переход к товарному производству затронул не только крупные, но и малые городские центры Древней Руси.
О каком товарном производстве можно говорить относительно города с населением в тысячу человек? Город поддерживал широкие торговые связи со многими городами Руси, обычная картина — в каждом городе, большом или малом, мы находим вещи, привезённые из разных уголков большого Древнерусского государства. Вщиж в этом плане не является исключением.
Там, где располагался княжеский дворец, а точнее княжеская поварня, были найдены два больших медных котла. Один ёмкостью в 30 литров (он представлен в 9-м зале), другой и того больше. Можно предположить, что в котлах готовили пищу не только для многочисленной челяди князя, но и для воинов его дружины. Известно, что дружина всегда состояла при князе, жила в его дворе, специально для неё устраивались обильные пиры. Обращает на себя внимание необычная для Руси такая форма котлов — они имеют прямые стенки, расширяющиеся вверху. Также необычна и техника их изготовления. Котлы склепаны из медных пластин. Учёные выяснили, что такие котлы производили в городе Булгар, столице поволжского государства Волжская Булгария. Издревле в этом регионе процветало медное дело и бронзолитейное производство. Медные котлы и небольшие бронзовые замочки в виде коньков широко расходились по всем странам Европы и на Руси. Это свидетельствует о том, что малый город Вщиж был центром не только ремесленным, но и торговым.
Города на Руси возникали и росли вдоль многочисленных торговых путей, водных и сухопутных. Одной из функций городов была защита и контроль своего участка торговой магистрали. Так Вщиж стоял на пересечении двух торговых путей — водного по Днепру, так называемого «пути их варяг в греки», и сухопутного, который шёл от Волжской Булгарии до Баварии. Понятно, что такое географическое положение давало одинаковый доступ как большим, так и малым городам к внутренним и внешним торговым рынкам.
Более того, активные торговые связи способствовали тесному культурному взаимодействию, созданию единого культурного пространства. Понятно, что и большие, и малые города имели равный доступ и к культурным ценностям независимо от численности населения, размеров и политического статуса. Неслучайно, что в такой маленькой удельной столице, какой был город Вщиж, обнаружены выдающиеся произведения европейского декоративно-прикладного искусства.
Речь идёт о предметах культового назначения, обнаруженных на месте алтаря в развалинах главного Вщижского храма. Они были преподнесены в дар Историческому музею Московским археологическим обществом в XIX веке и с тех пор украшают археологическую коллекцию музея. В комплекс, представленный в 11-м зале Исторического музея, входят шесть литых бронзовых предметов: два подсвечника, подвесной светильник, рукомой в виде птицы с человеческой головой и две ажурные бронзовые арки, которые когда-то завершали створки царских врат алтарной преграды. Все вещи предназначались для совершения богослужения, поэтому найдены были в алтаре.
Все предметы являются великолепными образцами бронзового фигурного литья, процветающего в средневековой Европе. Технология этого литья сложна и требует от мастера художественного таланта и глубоких технологических знаний. Чтобы отлить вещь сложной конфигурации со множеством декоративных деталей, надо было вылепить её из воска и тщательно проработать. Затем восковую модель покрывали несколькими слоями глины, оставляя одно отверстие. Глиняный кокон подвергался обжигу, в процессе которого глина затвердевала, а воск вытапливался. Так получалась глиняная форма для отливки. В неё заливали расплавленную бронзу, а затем, когда металл застывал, разбивали, чтобы достать отлитый предмет. Понятно, что в одной форме можно было отлить только одно изделие. Техника часто называлась литьём по утраченной форме. Каждая вещь, изготовленная таким образом, уникальна. Обе ажурные арки кажутся одинаковыми только на первый взгляд. На самом деле и они не похожи одна на другую, каждая отлита по своей модели. Нетрудно заметить, что все вещи сделаны в едином художественном стиле, будто вышли из мастерской одного мастера. Однако это не так. Три предмета происходят из немецкого города Нюрнберг, который славился литейным делом. Один подсвечник украшен выемчатой эмалью. Это изделие вышло из эмальерной мастерской французского города Лимож. А на одной из арок имеется славянская надпись: «Господи, помоги рабу твоему Константину». Надпись не процарапана на готовом изделии, а нанесена на восковую модель непосредственно перед обжигом. Это свидетельствует о том, что арки были отлиты на Руси русским мастером, который, видимо, просил у Бога успешного завершения работы.
Итак, вещи клада происходят из разных регионов, но сделаны в одном художественном стиле. Вся Европа, включая Русь, существовала в едином культурном пространстве. То, что по качеству и художественной обработке вещи русского мастера Константина, возможно, жителя Вщижа, ни в чём не уступают европейским, говорит о высочайшем уровне древнерусской культуры, центрами которой были не только большие, но и малые города. Как столицы княжеств, так и малые города Руси были средоточием высокой культуры своего времени. Вот почему поэт XIII века все многочисленные города называет «Великими».