Серая лошадка, или там на неведомых дорожках — Блог Исторического музея

Серая лошадка, или там на неведомых дорожках

«Улица полна неожиданностей» – предупреждал сограждан комедийный фильм, вышедший на советские киноэкраны в далеком уже 1958 году. Покровский собор тоже ими полон. Причем порой эти самые неожиданности подстерегают ничего не подозревающих гостей собора в самых, казалось бы, неподходящих местах. Например, на иконах. Сегодняшний рассказ будет посвящен одному такому случаю.

Иконостас церкви Покрова Пресвятой Богородицы
Иконостас церкви Покрова Пресвятой Богородицы

В центральной, самой большой и высокой церкви собора находится самый большой и высокий соборный иконостас, выполненный в XVIII столетии. Помимо масштабов, иконостас отличается весьма разнообразным декором: иконы обрамлены фигурными многоугольными рамами, изящными   витыми колоннами и позолоченными декоративными накладками самых разнообразных форм. Все это изобилие способно подчас затмить то, что представлено на самих иконах. Возможно, это одна из причин, почему мало кто из гостей собора обращает внимание на необычное существо, изображенное на одной из них. В цокольном (самом нижнем) ряду иконостаса на иконе, иллюстрирующей евангельскую притчу о добром самаритянине, мы видим милую серую лошадку с двумя головами и шестью ногами (две задние и четыре передних), на которой едет один всадник. Если исходить только из этого описания, может сложиться впечатление, что в собор она попала из какого-нибудь средневекового бестиария или Кунсткамеры. На самом деле причины ее появления достаточно прозаичны и связаны с технологией написания икон.

Фрагмент нижнего ряда иконостаса
Фрагмент нижнего ряда иконостаса
Оловянные накладки на иконостасе
Оловянные накладки на иконостасе
Оловянные накладки на иконостасе
Оловянные накладки на иконостасе

Как известно, древние иконы покрывали специальным защитным составом на основе растительных масел – олифой. Под воздействием окружающей среды, прежде всего от копоти свечей, она со временем начинала темнеть, в результате чего изображение становилось все менее различимым. Потемневшие участки, а порой и весь образ целиком, приходилось раз в 50–70 лет прописывать заново, что, естественно, не могло не повлечь за собой искажение, а иногда и полное забвение первоначального замысла.

Икона «Притча о добром самаритятине». Подместный ряд иконостаса
Икона «Притча о добром самаритятине». Подместный ряд иконостаса

Чем дольше существовала икона, тем больше накапливалось на ней подобных вариаций, написанных одна поверх другой, в разное время и разными по уровню мастерами. Подобная ситуация и произошла с «Притчей о Добром самаритянине» из иконостаса Покровской церкви Покровского собора. Однако реставраторы, расчищавшие этот образ от позднейших записей, сохранили разновременные красочные слои достаточно большими, заметными фрагментами, в результате чего и появилась на свет необычная лошадка.

Фрагмент иконы «Притча о добром самаритятине»
Фрагмент иконы «Притча о добром самаритятине»