Среди многочисленных золотых нашивных бляшек из знаменитого кургана Куль-Оба, хранящихся в собрании Исторического музея, есть экземпляр, представляющий изображение прорастающей женской фигуры, отростки которой и сверху и снизу увенчаны грифоньми головами (Rankenfrau).
На голове женщины – калаф, в левой руке она держит маску силена.
Аналогичные бляшки из Куль-Обы представлены также в собрании Государственного Эрмитажа, а также известны из других памятников Северного Причерноморья, в том числе Херсонеса.
Целый ряд изделий торевтики также воспроизводит этот сюжет. Наиболее близки изображения Rankenfrau на налобниках из Толстой Могилы и Цимбаловой Могилы. Существует множество других изображений, которые прямо или косвенно связаны с этим образом. Среди них – хранящаяся в Историческом музее серебряная фиала с орнаментом в виде Rankenfrau из станицы Мариинской в Прикубанье, относящаяся ко второй половине IV – началу III вв. до н.э., или терракотовая пластинка из Херсонеса.
Интерпретация образа, представленного на куль-обских бляшках, неоднозначна. Долгое время в научной литературе общепризнанной была теория о том, что перед нами изображена прародительница скифов – «змееногая богиня» (Herod., IV, 9). Об этом писали практически все исследователи, хотя изредка встречались и другие мнения. Эту богиню отождествляли с Деметрой Пантикапейской, Апи, Афродитой-Апатурой, «каким-то женским божеством Скифии».
Все исследователи скифской религии так или иначе рассматривали и куль-обскую бляшку. Так, С.С.Бессонова писала: «На кульобских пластинках запечатлен наиболее «скифский» облик этого образа, воспринимающегося в данном случае, благодаря обилию деталей и их выразительности, как определенный персонаж. Это яркий образец переплетения греческих и скифских представлений. Греческий мастер придал змееногому божеству несвойственные ему маленькие птичьи крылышки и птичий хвост, сблизив тем самым с сиреной». Д.С.Раевский резюмировал: «по общепризнанному мнению … в Причерноморье этот образ служил для воплощения мифической скифской прародительницы, полуженщины, полузмеи, земного порождающего начала…»
В статье Е.А.Савостиной правильность атрибуции таких изображений впервые была поставлена под сомнение; она предложила новый термин – «прорастающая дева». М.Ю.Трейстер выделил специальную группу причерноморской торевтики, куда вошли указанные выше изделия, для которой характерно совмещение растительных мотивов образа Rankenfrau с зооморфными. А.В. Буйских, корректируя выводы М.Ю. Трейстера, абсолютно справедливо отметила, что у всех изображений т.н. «змееногой богини» отсутствуют змеиные головки на растительных завитках. Подробная аргументация А.В.Буйских убедительна и мы разделяем ее мнение.
Rankenfrau или «прорастающая дева» – это заимствованный из переднеазиатского искусства сюжет, который был адаптирован во многих регионах Средиземноморья и Причерноморья в позднеклассическое – раннеэллинистическое время как декоративный мотив. В основе подобной композиции лежит древний иконографический тип Potnia Theron в окружении львиноголовых грифонов. Изображения Rankenfrau или Rankengöttin были широко известны и в античном искусстве.
В руке «прорастающей девы» на куль-обской бляшке находится маска силена. Ряд исследователей трактуют это изображение как «богиню с мечом в правой руке и отрубленной бородатой головой в левой» (М.И. Артамонов), «богиню … с кинжалом в правой руке, и маской в левой» (Н.В. Пятышева), «богиню с человеческой головой в левой руке» (М.Ю. Вахтина) Согласно М.И. Артамонову, это голова «какого-то из порождений земли, враждебных небу гигантов, с которыми она, согласно легенде, расправилась при помощи Геракла». Исследователь из Санкт-Петербурга И.Ю. Шауб писал, что «…изображение змееногой богини с отрезанной головой в руках можно сопоставить по смыслу как с изображениями воинов с отрубленными головами на золотом колпачке из кургана Курджипс…, так и с материалами культового комплекса, обнаруженного на Елизаветовском городище, где отрубленные головы найдены вместе с кружальными вотивными блюдцами… Очень заманчиво соотнести эти головы в сочетании с блюдцами с известным евангельским сказанием об усекновении главы Иоанна Предтечи…». Комментировать последнее предположение считаем излишним.
На наш взгляд, для подобных трактовок нет оснований. В греческом искусстве хорошо известны изображения мужских и женских персонажей с маской в руках, которые были связаны с дионисийскими праздниками и театральными представлениями. Мы предполагаем, что наше изображение также связано с дионисийскими культами.
Хорошо известно, что маска Диониса (а также его спутников – сатиров и силенов) играла большую роль в культовых церемониях, посвященных этому божеству. Среди многочисленных изображений дионисийских сцен упомянем ойнохою мастера Эретрия из собрания Национального музея в Афинах, на которой изображены две женщины с приношениями маске Диониса, лежащей на треножнике (около 425 г. до н.э.). Изображение менад в различных ритуальных действиях вокруг изображения Диониса (в основе которых опять-таки фигурирует маска!) известно на аттическом стамносе мастера Диноса из Неаполя, на чаше мастера Макрона из Берлинских музеев и на многих других вазах.
В этой связи отметим, что нам кажется правильным предположение С.С. Бессоновой о возможной связи этого изображения с оргиастическими культами Восточного Средиземноморья. С культом Диониса прямо или косвенно связаны и другие предметы из греческих или варварских курганов Причерноморья. Изображения Диониса и танцующих менад присутствуют на других куль-обских бляшках, бляшки в виде фигурок менад или танцовщиц известны из Огуза, Большой Близницы, Рыжановского, Деева кургана, Денисовой и Гаймановой Могил и т.п. Листья плюща и иные дионисийские атрибуты присутствуют на многих памятниках греко-варварской торевтики. Т.е. никаких сомнений в популярности дионисийского культа среди населения Северного Причерноморья нет. Многие исследователи не раз отмечали и возможность распространения дионисийских культов и среди скифов.
Попутно заметим, что в Северном Причерноморье известны и бляшки в виде головы силена, подобная которой находится в руках Rankenfrau. Несколько подобных золотых бляшек происходит из Херсонеса, где они были найдены в одном комплексе с бляшками в виде Rankenfrau.
Кстати, никакого меча в правой руке женщины ни на одной из золотых бляшек также нет – это лишь неразрезанная перемычка, подобную которой можно видеть и над второй рукой с головой силена! Приходится развеять еще один миф в отечественной историографии … Вероятно, образ меча возник у исследователей по аналогии с бляшками с изображениями менады с обнаженным мечом в руке, известным из некоторых скифских памятников.
Таким образом, бляшки из кургана Куль-Оба, много лет трактующияся в литературе как скифская «змееногая богиня», являются изображением Rankenfrau. Этот мотив является полностью греческим, и не имеет никакого отношения к скифской мифологии. Маска силена, находящаяся в руках «прорастающей девы», говорит о том, что этот образ так или иначе мог иметь отношение к дионисийскому культу, широко распространенному в Северном Причерноморье. Очевидно, прав был М.И. Ростовцев, писавший о проникновении культа божества, изображенного в виде маски силена (т.е. Диониса и его фиаса) в Северное Причерноморье из Фракии.
Литература
- Артамонов М.И. 1961. Антропоморфные божества в религии скифов // АСГЭ. 2. Л.
- Артамонов М.И. 1966. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. Прага-Ленинград.
- Бессонова С.С. 1983. Религиозные представления скифов. Киев.
- Буйских А.В. 2006. Sofa-капители из Херсонеса: к проблеме стилистических заимствований // БИ. XI. Симферополь-Керчь.
- Вахтина М.Ю. 2005. Греческое искусство и искусство Европейской Скифии в VII- IV вв. до н.э. // Греки и варвары Северного Причерноморья в скифскую эпоху. СПб.
- Журавлев Д.В., Новикова Е.Ю. Бляшка с изображением Rankenfrau из кургана Куль-Оба // И.В. Белоцерковская (Ред.). Образы времени. Из истории древнего искусства. К 80-летию С.В.Студзицкой. Тр. ГИМ. Вып. 189. М. 2012. С. 80-97
- Журавлев Д.В., Новикова Е.Ю., Шемаханская М.С. Ювелирные изделия из кургана Куль-Оба в собрании Исторического музея. Историко-технологическое исследование. Труды ГИМ. Вып. 200. М. 2014.
- Журавлев Д.В., Новикова Е.Ю., Коваленко С.А., Шемаханская М.С. Золото Херсонеса Таврического. Ювелирные изделия из собрания Государственного исторического музея. М. 2017.
- Пятышева Н.В. Культ тавро-греко-скифского божества в Херсонесе // ВДИ. 1947.№ 3.
- Савостина Е.А. «Змееногая богиня» – «произрастающая дева» (двусторонний антропоморфный акротерий из Пантикапея) // Историко-археологический альманах. Армавир – Москва. 1996. Вып. 2.
- Ростовцев М.И. Скифы и Боспор. Л. 1925.
- Трейстер М.Ю. Серебряный рельеф с образом «Rankenfrau» из Крыма // . Памяти Ю.Г.Виноградова. ХСб. Вып. XI. Севастополь. 2001.
- Шауб И.Ю. Культ Великой богини у местного населения Северного Причерноморья // Stratum+. 1999. 3.
<!—>
—>