Представленные саночки, предназначенные для катания детей, могут быть рассмотрены и как образец экипажей для взрослых этого типа. Они отличаются не только красотой и изяществом художественной отделки, но и архаичностью форм и конструкции, восходящих к средневековым саням, больше известным сегодня по археологическим находкам и изобразительным источникам. Эта особенность составляет несомненную уникальность данного предмета.
Как и средневековые открытые сани, конструкция этого детского экипажа включает несколько основных частей: полозья, копылья, стужень (толстый прут для стяжки головок полозьев со всей ходовой частью), грядки, вязы (вязовья) и кузов. Полозья имеют высоко поднятые загнутые головки (верхние концы) и железные подрезы (полосы на нижней грани полозьев), предохранявшие их от быстрого изнашивания и способствовавшие легкому скольжению по снегу. В выдолбленные углубления (пазы) на верхней грани полозьев вставлены пять пар резных и точеных копыльев, служащих опорой для кузова. Из них три пары продеты через сквозные отверстия грядок (горизонтальных брусков, установленных с обеих сторон параллельно полозьям) и включены в каркас кузова. Копылья скреплены вязами – деревянными толстыми прутьями.
Кузов саней составляет вертикальная задняя стенка в виде прямоугольной рамы с решеткой из точеных деталей. К ней пристроен остальной каркас кузова: сверху и снизу его формируют грядки и параллельные им брусья, впереди – загнутые концы полозьев. Изнутри кузов обшит лубом. Снаружи боковые стороны, как и задняя стенка, имеют решетку из точеных балясин и пряслиц с подложкой из золоченой фольги, за давностью лет потерявшей свою изначальную яркость.
По конструкции кузов детских саней относится к тому древнему типу полозных экипажей, в которых еще не применялась в полной мере рамочно-филеночная система, получившая, по мнению специалистов, широкое распространение в строительстве саней только в XVII в. Вместе с тем при конструировании этих детских санок (или саней такого типа) мастер явно стремился к облегчению веса корпуса экипажа за счет изготовления стенок кузова в виде решетки из точеных деталей, являющейся к тому же и элементом художественного оформления. Такой декор обнаруживается и на других бытовых предметах, созданных в Ярославской губернии в XVIII – первой половине XIX вв., а ныне хранящихся в собрании ГИМ.
Возможно, эти детские санки – миниатюрная копия часто упоминавшихся в документах XVII в., а бытовавших и в более ранний период, так называемых решетчатых саней. В Описи царской Конюшенной казны 1706–1707 гг., например, значатся «сани птичьи (для перевозок «ловчих» птиц) решетчатые», которые числились на Большой конюшне по переписным книгам уже 1688-1689 и 1691-1692 гг. как «ветхие».