Так в своих записках характеризовал Покровский собор, побывавший в Москве в 1608 и 1611 годах в качестве посланника шведского короля Карла IX дипломат и историк Петр Петрей де-Эрлезунд. Можно вполне предположить, что «блестящими камнями» казались путешественнику изразцовые (ценинные) украшения на фасаде храма.
Когда речь заходит о керамическом убранстве построенного в середине XVI века Покровского собора, в первую очередь имеется в виду богатый изразцовый декор на его центральной церкви. Он и сейчас восхищает своей яркостью, строгой геометричностью при большом разнообразии форм самих изразцов. Его элементы можно увидеть внутри кокошников верхнего восьмерика, на гранях шатра и барабана этой церкви.
В кокошниках мы видим розетки, состоящие из 9 изразцов. В центре изразец – большой полый шар, вокруг которого поливные плитки листовидной формы чередуются с изразцами стреловидной формы. Есть кокошники, в которых укреплён только один изразец-шар. Всего в кокошниках использовано 224 изразца.
Грани шатра богато украшены не только разноцветными изразцами, но и металлическими вызолоченными спиралями и кольцами. Всё это убранство подчёркивает главенствующую роль центральной церкви храма. Расположение изразцов на каждой грани шатра одинаковое. По краям идут бордюры из больших прямоугольных плиток. Между ними располагаются розетки-звёзды из 3, 5, 6, 9, 11 и 13 изразцов. Помимо тех форм, которые встречались в кокошниках, в состав розеток входят малые прямоугольные плитки, ромбовидные и круглые дисковидные изразцы. Всего на шатре 688 изразцов.
Ценинный декор продолжается на барабане, всего здесь использовано 128 изразцов. На каждой грани их количество и форма одинаковые: три изразца стреловидной формы, в кокошнике дисковидный изразец, выше два параллельных ряда из прямоугольных плиток.
Всего для декорирования фасадов центральной церкви зодчие Покровского собора использовали 1040 изразцов. Все они оказались на ней в ходе строительства собора в середине XVI века. Такого мнения придерживается большинство исследователей. Например, Алексей Васильевич Филиппов, художник-керамист, реставратор, один из лучших отечественных специалистов по архитектурной керамике по этому поводу писал:
«Такие сложные фигуры изразцов, снабжённых рюмками, могли быть поставлены только при стройке собора – или одновременно с кладкою кирпичных стен и шатров, или вслед за ней, путём инкрустации в оставленные для них фигурные впадины».
На рубеже 1670-1680-х гг. к Покровскому собору пристраивают два крыльца со сдвоенными шатрами и высокую шатровую колокольню. Грани новых шатров сплошь покрывает широко распространённая в то время в Москве городчатая черепица зелёного цвета. Рёбра закрывает гуртовая желобчатая черепица, поверхность которой разделена разноцветными полосами. Ряды этой черепицы напоминают витые ленты. При сходстве формы гуртовая черепица колокольни и крылец отличается цветом, размерами и количеством поливных полос. На шатре колокольни насчитывается более 350 штук гуртовой черепицы, а для окрытия ребёр четырёх шатров на крыльцах понадобилось более 670 экземпляров.
В XVII столетии количество керамических изделий на фасадах собора возрастает многократно. Это исчисляющаяся тысячами гуртовая и городчатая черепица, имеющие в первую очередь утилитарное назначение, в отличие от изразцов XVI века, игравших исключительно декоративную роль.
Изразцовое убранство и черепица – это, безусловно, украшение храма, но оно требует к себе постоянного внимания и систематического проведения серьёзных реставрационных работ. Оказывается, что мельчайшие трещинки в поливе изразцов становятся для них разрушающими: туда попадает вода, которая зимой замерзает и буквально «разрывает» верхний защитный слой плиток. Изразец очень быстро начинает крошиться и ломаться.
Судя по реставрационным отчётам, их приходится менять каждые 50-70 лет. В 2019-2020 гг. мы стали свидетелями реставрации черепичного покрытия на шатрах южного крыльца Покровского собора. Последний раз его реставрировали в конце 1970-х гг. С тех пор многие плитки отвалились, что грозило протечками. Реставраторы бережно сохранили целые плитки, в дополнение к которым в Санкт-Петербурге была изготовлена партия новой черепицы в строгом соответствии с оригиналами. Замена черепицы – трудоёмкая операция, так как тысячи плиток необходимо прибить гвоздями к кирпичному основанию шатра. Зато теперь южное крыльцо сияет на солнце новенькими гранями, радуя посетителей Покровского собора.