Что скрывает портфель князя Потёмкина — Блог Исторического музея

Что скрывает портфель князя Потёмкина

Портфель светлейшего князя Г.А. Потёмкина Таврического. Россия (?), 1785 г. (?) Сафьян, шитьё золотной и серебряной нитью
Портфель светлейшего князя Г.А. Потёмкина Таврического. Россия (?), 1785 г. (?) Сафьян, шитьё золотной и серебряной нитью

В собрании Исторического музея находится большое количество меморий — личных вещей, принадлежавших выдающимся деятелям России в государственной, военной, культурной сферах. Среди них есть и портфель светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического (1739–1791) — фаворита и ближайшего сподвижника императрицы Екатерины Великой в течение многих лет.

Портфель поступил в архив Исторического музея в 1934 г. в составе большой коллекции автографов исторических деятелей, а в 1954 г. перешёл в отдел тканей. Не первый год портфель занимает достойное место в постоянной экспозиции музея. Его можно увидеть в зале, посвящённом истории России второй половины XVIII века, в разделе, рассказывающем о государственно-административных реформах императрицы Екатерины II.

Портфель выполнен из сафьяна, дорогой тонко выделанной кожи, выкрашен в красный парадный цвет и имеет богатое шитьё волочёным золотом и серебром. Портфель не имеет ручки и предназначался для ношения его как папки для бумаг. Такой портфель мог носить за генерал-фельдмаршалом Потёмкиным его ординарец.

На задней стороне портфеля, которая и предстаёт взорам посетителей экспозиции, расположен шитый герб «графа Потёмкина Таврического, имеющего титул Римской империи князя» [2]. 27 февраля 1776 г. граф Г. А. Потёмкин получил грамоту на княжеское достоинство Римской (т. е. Священной Римской империи) от Иосифа II, австрийского императора из династии Габсбургов. Указом Екатерины II от 20 апреля 1776 г. ему было дозволено принять «означенный титул».

Что же в портфеле Потёмкина остается сокрытым от глаз гостей музея?

Среди вышитого растительного орнамента (в европейском понимании т. н. «арабесок»), характерного для тканей Османской империи [1, c. 96–97], на лицевой стороне портфеля присутствует короткая турецкая надпись из двух строк. Она выполнена арабской письменностью, которая использовалась турками до 1928 г.

Верхняя строка переводится как «Стамбул» (написано «Исламбул» — один из вариантов названия города, использовавшийся в те времена в Османской империи).

Нижняя строка — арабскими цифрами «1199», т. е. приведён год по хиджре (по мусульманскому летоисчислению, начинающемуся с года переселения мусульманской общины под руководством пророка Мухаммеда из Мекки в Медину, произошедшего в 622 г.). При переводе в христианское летоисчисление от Рождества Христова год на портфеле соответствует 1785 г.

(Перевод турецкой надписи и комментарии к нему сделал бакалавр Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова Кирилл Суриков, исследующий историю Османской империи).

Князь Г. А. Потёмкин, как известно, имел большое тяготение к восточной, особенно турецкой, тематике. Она не только была ему практически необходимой для лучшего «культурного» понимания противника России, но и привлекала его экзотичностью, яркой и изысканной роскошью. И действительно, обилие восточного декора портфеля переливается через край. Французский посол граф Л.-Ф. де Сегюр, лично знавший Потёмкина по многочисленным дипломатическим переговорам и беседам,  сравнивал его с «турецким… пашою» [4, с. 342].

Можно предположить, что портфель был заказан непосредственно в Турции. Старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Н. Ю. Бахарева отмечает:

«Потёмкин присылал императрице в дар сафьяны и ткани для платья, в его собственном гардеробе имелась одежда из “турецкой материи”»

[1, с. 101].

Торговые агенты Потёмкина заказывали и закупали для него в Стамбуле, в других турецких городах роскошные вещи. Однако, возможно, портфель Потёмкина и отечественного производства. Короткая турецкая надпись вполне могла быть воспроизведена и в России: например, по изданию из обширной коллекции книг об Османской империи, собранной просвещённым князем в своей библиотеке (ныне хранится в Казанском (Приволжском) федеральном университете). Стилизация под Турцию (стиль «тюркери») была популярна как в искусстве тогдашней Европы, так и России, постоянно соприкасавшейся с османами в военном, дипломатическом, торговом отношениях.

8 января 1784 г. после блистательной военно-дипломатической операции под руководством Потёмкина по «приобретению» Крыма, в Стамбуле между Османской империей и Россией был подписан Акт «О мире, торговле и границах обоих государств». В данном соглашении Турция признавала присоединение Крыма к Российской империи. В связи с подписанием этого Акта у Потёмкина, возможно, и возникла идея заказа портфеля, особенно если придерживаться версии его турецкого производства. Надпись «Стамбул» на портфеле как бы специально подчёркивала триумф Российской империей над Оттоманской Портой. Тем более, князем и императрицей в те годы прорабатывался геополитический «Греческий проект», предполагавший восстановление под покровительством России «Греческой империи» (Византии) во главе с внуком Екатерины II Константином.

Турецкая надпись — не единственная надпись, выполненная на портфеле.

На внутренней стороне клапана портфеля и верхней части лицевой стороны, прикрытой клапаном, вышита волочёным золотом надпись на русском языке, занимающая целых 14 строк. Процитируем её полностью:

«Его Императорского Величества Всемилостивейшей / Государыни моей от армии Генерал-фельдмаршал, Главнокомандующий / Легкою конницею регулярною и иррегулярною и многими другими / Военными силами Государственной коллегии Президент, Екатеринославский / и Таврический Генерал-губернатор, Ея Величества Генерал- / адъютант, Действительный камергер, войск Генерал-инспектор, лейб- / гвардии Преображенского полку подполковник, корпуса Кавалергардов / и Новотроицкого кирасирского полку шеф, мастерской Оружейной / палаты Главный начальник и орденов российских Св. Апостола / Андрея Первозванного, Св. Александра Невского, Св. великомученика / И победоносца Георгия, Св. равно-апостального князя Владимира, / Великих крестов королевских: Прусского Черного Орла, Датского / Слона, Шведского Серафима, польских Белого Орла, Св. Станислава и / Великокняжеского Голштинского Св. Анны Кавалер».

Подробное комментирование всех элементов данной надписи (должностей, чинов, орденов Потёмкина) могло бы стать содержанием отдельной публикации. Мы же здесь остановимся только на нескольких самых важных моментах.

Употребление в начале надписи в сочетании со словами «Его Императорского Величества Всемилостивейшей Государыни моей» местоимения «моей» позволяет нам предполагать то, что портфель был выполнен именно по личному заказу Г. А. Потёмкина, а не подарен ему. Князь часто обращался к Екатерине II в письмах как к «всемилостивейшей государыне». Такая формулировка в начале надписи на портфеле свидетельствует о том, что Потёмкин считает необходимым особо подчеркнуть, что он обязан своим положением Её Высочайшей милости.

Далее следует внушительный перечень разнообразных чинов и должностей Г. А. Потёмкина, прежде всего военных: генерал-фельдмаршал (чин I класса, т. е. высший военный чин по «Табели о рангах»), президент Военной коллегии, командующий лёгкой конницей, как регулярной, так и иррегулярной (т. е. состоявшей из формирований казаков и «инородцев»), генерал-инспектор, генерал-адъютант, подполковник Преображенского полка лейб-гвардии, шеф корпуса кавалергардов (личной охраны императрицы) и др. Среди гражданских должностей в надписи особо важно отметить, что Потёмкин –– Екатеринославский и Таврический генерал-губернатор, т. е. наместник Новороссии с центром в Екатеринославе (ныне г. Днепр на Украине) и Крыма, называемого на греческий манер Тавридой (титул «Таврический» Потёмкин получит в 1787 г. [2]). Он также Главный начальник мастерской Оружейной палаты — места хранения царских регалий и исторических реликвий российской государственности [6]. Указан и придворный чин князя — действительный камергер (высокий чин IV класса) [5].

В завершение надписи можно видеть перечисление российских и иностранных орденов Г. А. Потёмкина.

Всеми имевшимися на 1785 г. орденами Российской империи (для мужчин), а также голштинским орденом Св. Анны в 1770–80-х гг. были отмечены различные заслуги Потёмкина: боевые в годы русско-турецкой войны 1768–1784 гг., а затем на государственно-административном поприще: прежде всего, такие как руководство строительством Черноморского военного флота и городов в Новороссии и Крыму, в т. ч. Екатеринослава, Херсона, Севастополя, Симферополя.

Высшие ордена от монархов Пруссии, Дании, Швеции, Речи Посполитой, полученные Потёмкиным весной 1776 г. с соизволения Екатерины II, были, как и уже упоминавшийся нами титул «князя Римской империи», знаком признания политического веса фаворита императрицы России со стороны Европы.

Проанализировав русскую надпись на портфеле, можно предположить, что её присутствие, а возможно, и сам заказ портфеля имеют связь с назначением Потёмкина президентом Военной коллегии и его производством в генерал-фельдмаршалы (оба события состоялись 2 февраля 1784 г.). Известно, что около 1784 г. Потёмкиным было заказано парадное «президентское» кресло с завесой, которое напоминало тронное кресло [1, c. 34–37].

Портрет светлейшего князя Г.А. Потёмкина-Таврического. Неизвестный художник, иконографический тип И.Б. Лампи. Начало XIX в. Холст, масло
Портрет светлейшего князя Г.А. Потёмкина-Таврического. Неизвестный художник, иконографический тип И.Б. Лампи. Начало XIX в. Холст, масло

За строками текста русской надписи портфеля стоит многогранная личность Г. А. Потёмкина. Сама Екатерина Великая называла его «государственным человеком как в совете, так и в исполнении» и даже своим идолом [4, c. 594]. Потёмкин фактически являлся соправителем императрицы на протяжении более чем 15 лет. Г. Р. Державин писал о нём в оде «Водопад»:

«Решитель дум в войне и мире, / Могущ – хотя и не в порфире…»

[3, с. 181].

Портрет светлейшего князя Г.А. Потёмкина Копия с оригинала И.Б. Лампи. Неизвестный художник. Санкт-Петербург, 1790-е гг. Холст, масло
Портрет светлейшего князя Г.А. Потёмкина
Копия с оригинала И.Б. Лампи. Неизвестный художник. Санкт-Петербург, 1790-е гг. Холст, масло

«Заговоривший» при исследовании портфель Потёмкина, иметь который не отказался бы и монарх, предстал перед нами статусной репрезентативной вещью «великолепного князя Тавриды». Такие роскошные вещи подчёркивали для Запада и Востока могущество Российской империи под скипетром Екатерины Великой, той империи, которую Потёмкин представлял и которой он верно служил.

Использованные источники и литература:

  1. Бахарева Н.Ю. «Это сам Потёмкин!» К 280-летию Светлейшего князя Г.А. Потёмкина-Таврического / Государственный Эрмитаж. СПб., 2019.
  2. Герб графа Потёмкина-Таврического, имеющего титул Римской империи князя // «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской Империи» [Электронный ресурс]. URL: https://gerbovnik.ru/arms/26.
  3. Державин Г.Р. Сочинения. СПб., 2002.
  4. Елисеева О.И. Потёмкин. М., 2006.
  5. О должности и преимуществах обер-камергера // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб., 1830. Т. XVI. С 28 июня 1762 по 1764. № 11645. С. 53–54.
  6. «Сего числа получил я указ…». Князь Г.А. Потёмкин — главный смотритель Оружейной палаты // Исторический архив. 1997. № 3. С. 21–34.