Псалтырь Томича – книга погибшего царства — Блог Исторического музея

Псалтырь Томича – книга погибшего царства

Говоря о наиболее ценных средневековых книгах из собрания Исторического музея, невозможно обойти вниманием болгарскую иллюстрированную рукопись XIV в., известную как Псалтырь Томича (ГИМ. ОР Муз. 2752). Своё специальное название она получила по имени сербского филолога и коллекционера Симы Н. Томича, у которого музей приобрёл её в 1902 г.

Псалтырь Томича – манускрипт крупного формата. В отличие от многих современных ей славянских книг, она написана на бумаге, а не пергаменте  –особым образом выделанной коже. В данном случае использовалась дорогая итальянская бумага с водяными знаками («филигранями»), позволяющими довольно точно определить время создания рукописи – самое начало 60-х годов XIV в.

Лингвистика относит Псалтырь Томича к памятникам среднеболгарского извода (редакции) церковнославянского языка. Книга написана кириллицей, крупным каллиграфическим почерком, который современные палеографы характеризуют как «тырновский» литургический полуустав. Подобный тип письма, наиболее подходящий для чтения в ходе богослужения, соединяет в себе монументальность и изящество начертаний.

Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Почерк – «тырновский» литургический полуустав
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Почерк – «тырновский» литургический полуустав

Он характерен для болгарских рукописей середины–третьей четверти XIV в., создававшихся в лучших скрипториях столицы Второго Болгарского царства (1185–1396) – Тырнова или в расположенных неподалёку от него монастырских центрах.

Рассматриваемая рукопись относится к разряду служебных Псалтырей. Основная часть этой книги, приспособленной для богослужения, состоит из 150 псалмов (обращенных к Богу песнопений), разделённых на 20 кафизм, плюс «особого» 151-го псалма, посвященного псалмопевцу Давиду, и Девяти Библейских («Пророческих») песен.

Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Слева – миниатюра: «Танец Мариам». Справа –заставка, инициал, вязь, начало Библейских песен (Песни первой)
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Слева – миниатюра: «Танец Мариам». Справа –заставка, инициал, вязь, начало Библейских песен (Песни первой)

К ядру кодекса добавлена Служба Пресвятой Богородице с торжественным «неседальным» песнопением – Акафистом (совершается в 5-ю седмицу Великого Поста, в пятницу вечером – на утрени субботы) и ещё несколько воскресных тропарей.

Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Слева – миниатюры к Акафисту: вверху – «Благовещение» (ко 2-му кондаку); внизу – «Благовещение у колодца» (ко 2-му икосу)
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Слева – миниатюры к Акафисту: вверху – «Благовещение» (ко 2-му кондаку); внизу – «Благовещение у колодца» (ко 2-му икосу)

Поскольку чтение Псалтыри неизменно присутствует в многовековой православной практике поминовения усопших, не удивительно, что перед 1-й кафизмой Псалтыри Томича на отдельном листе помещены небольшие поэтические, наподобие стихир, тексты о конце человеческой жизни. Почти всю площадь этого же листа занимает миниатюра со сценой кончины мирского человека, окруженного родными и близкими.

Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Миниатюра: «Конец жития человеческого». Тексты – киноварью
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Миниатюра: «Конец жития человеческого». Тексты – киноварью

В корпусе сохранившихся средневековых болгарских манускриптов Псалтырь Томича занимает исключительное место по богатству и высочайшему уровню исполнения декора. Творёным золотом, нанесённым на киноварную подложку, сияют в книге заглавия, написанные вязью и строчными буквами, а также огромное количество малых заглавных букв.

Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Справа – миниатюра к псалму 59: «Сражения полководца Иоава с сирийцами и эдомлянами». Написанное золотом заглавие псалма, инициал
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Справа – миниатюра к псалму 59: «Сражения полководца Иоава с сирийцами и эдомлянами». Написанное золотом заглавие псалма, инициал

В Псалтыри множество искусно выполненных больших заглавных буквиц – инициалов. Половина из них – полихромные, с золотом. Они, как правило, состоят из византийских орнаментальных форм.

Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Полихромный «византийский» инициал «Б»
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Полихромный «византийский» инициал «Б»

Остальные инициалы имеют золотой контур, часто заполненный внутри белилами, золотые фоны в петлях и редкие вкрапления лилово-красных точек.

Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Инициал «Б» с плетением – золотом, киноварью, белилами
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Инициал «Б» с плетением – золотом, киноварью, белилами

Во второй группе больших инициалов очень выразительно выглядят мотивы сложного плетения, а также тератологии (от греч. τέρας – чудовище) – в виде чудовищных голов.

Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Инициал «Ч» с головами чудовищных змей – золотом и киноварью
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Инициал «Ч» с головами чудовищных змей – золотом и киноварью
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Инициал «Г» с тремя головами чудовищ – золотом, киноварью, белилами
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Инициал «Г» с тремя головами чудовищ – золотом, киноварью, белилами

Дважды рисунок инициала включает в себя изображение благословляющей руки – в слове «Благослови»; один раз нарисованы кисти рук, держащих мачту буквицы, – в слове «Руце» (т.е. «руки»).

Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Инициал «Б» с благословляющей рукой – золотом, киноварью, белилами
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Инициал «Б» с благословляющей рукой – золотом, киноварью, белилами
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Инициал «Р» с кистями двух рук – золотом, киноварью, белилами
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Инициал «Р» с кистями двух рук – золотом, киноварью, белилами

Самые крупные звенья в системе орнаментики Псалтыри Томича – это четыре красочные «византийские» заставки. Ими начинаются важнейшие разделы книги. Перед 1-й кафизмой – заставка-рамка с миниатюрой в среднике и с изображением на верху двух цапель у перевёрнутого кувшина, надетого на обрубок деревца.

Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). «Византийская» заставка-рамка с миниатюрой, инициал, вязь, начало 1-й кафизмы и псалма 1
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). «Византийская» заставка-рамка с миниатюрой, инициал, вязь, начало 1-й кафизмы и псалма 1

Середина Псалтыри, находящаяся между 10-й и 11-й кафизмами, выделена восхитительной большой заставкой, на верхней стороне которой изображены два павлина, пьющие из фонтана.

Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Слева – миниатюра к псалму 77: «Моисей ведёт народ по пустыне; стан у 12 источников». Справа – «византийская» заставка, инициал, вязь, начало 11-й кафизмы и псалма 77
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Слева – миниатюра к псалму 77: «Моисей ведёт народ по пустыне; стан у 12 источников». Справа – «византийская» заставка, инициал, вязь, начало 11-й кафизмы и псалма 77

Перед «Библейскими песнями», использовавшимися для богослужебных задач наряду с псалмами, нарисована П-образная заставка (см. выше). Узкой заставкой отмечена Богородичная служба. (см. далее).

Псалтырь Томича – одна из трёх сохранившихся иллюстрированных болгарских рукописей, написанных во времена правления царя Иоанна (Ивана) Александра (1331–1371). По его заказу в 1344–1345 гг. был изготовлен список византийской Хроники Константина Манассии с 69 миниатюрами (ныне – в Ватиканской библиотеке). Ещё один царский заказ – созданное в 1356 г. Четвероевангелие, которое содержит свыше 350 миниатюр (хранится в Британской библиотеке – «Лондонское Евангелие»). Третьей в этом ряду по времени появления (около 1360–1363 гг.), но не по культурной и художественной значимости стоит Псалтырь Томича.

В настоящее время в Псалтыри насчитывается 107 миниатюр, включая изображение царя Давида в первой заставке-рамке и ранее заклеенную иллюстрацию, раскрытую при реставрации памятника.

По замечанию крупнейшего исследователя византийского искусства В.Н. Лазарева, Псалтырь Томича – рукопись, «поражающая разнообразием своей иконографии и смелой манерой письма, близкой болгарским фрескам XIV века». Подавляющее большинство её миниатюр имеет вид фризовых (ленточных) композиций, которые помещаются на листах вместе со строками текста.

Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Миниатюра к псалму 28: «Жертвоприношение в скинии». Инициал, начало псалма
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Миниатюра к псалму 28: «Жертвоприношение в скинии». Инициал, начало псалма

Из девяти миниатюр, занимающих весь лист, две состоят из трёх горизонтальных блоков-регистров и две – двухрегистровые.

Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Слева – миниатюра к стихире Богородичной службы: «Притча о милосердном самарянине». Справа – «византийская заставка», вязь, начало службы
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Слева – миниатюра к стихире Богородичной службы: «Притча о милосердном самарянине». Справа – «византийская заставка», вязь, начало службы

Основной иллюстративный ряд Псалтыри Томича можно условно разделить надвое: часть композиций посвящена ветхозаветной истории, эпизодам из жизни Давида, а остальные – это миниатюры-толкования важных догматических вопросов и миниатюры, говорящие о пророческом характере псалтырного текста для новозаветных событий.

Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Миниатюра к псалму 17: «Давид спасается от преследования Саула». Инициал, начало псалма
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Миниатюра к псалму 17: «Давид спасается от преследования Саула». Инициал, начало псалма
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Слева – начало псалма 104, инициал. Справа – миниатюра к псалму: «Жертвоприношение Авраама»
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Слева – начало псалма 104, инициал. Справа – миниатюра к псалму: «Жертвоприношение Авраама»
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Миниатюра: «Видение пророков Исайи и Иезекииля». Расположена в середине Псалтыри – между псалмами 76 и 77
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Миниатюра: «Видение пророков Исайи и Иезекииля». Расположена в середине Псалтыри – между псалмами 76 и 77
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Слева – миниатюра к псалму 46: «Вознесение Христово». Инициал, текст псалма
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Слева – миниатюра к псалму 46: «Вознесение Христово». Инициал, текст псалма

В мастерской при изготовлении Псалтыри Томича, вероятно, использовался византийский иллюстрированный образец. По краям многих листов с миниатюрами видны фрагменты греческих надписей бисерным почерком XIV в.

Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Надпись на поле, сделанная по-гречески руководителем работ по иллюстрированию рукописи
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ. ОР Муз. 2752). Надпись на поле, сделанная по-гречески руководителем работ по иллюстрированию рукописи

Они выполняли роль иконографической разметки, указывая художнику, видимо, болгарину, понимавшему греческий язык, на сюжет и иконографические подробности будущих иллюстраций. Маргинальные надписи-подсказки принадлежали руководителю работ, скорее всего, – греку, пишущему по-гречески свободно, с большим количеством сокращений.

В 1393 г., то есть примерно через тридцать лет после создания Псалтыри Томича турки-османы в ходе завоевания ими Балкан захватывают и сжигают город Тырново. Конец XIV – первая четверть XV в. – время гибели Болгарского царства и полного покорения турками болгарских земель. Надо полагать, в это время вместе с бегущими от османского владычества людьми Псалтырь Томича попадает на валашско-молдавские территории. Оттуда рукопись перемещается на Афон, очевидно, в качестве ценного монастырского вклада. Запись на переплётном листе Псалтыри, сделанная на румынском языке в 1802 г., указывает на пребывание кодекса в афонском монастыре св. Павла. Ближе к концу XIX в. драгоценную Псалтырь, судя по всему, перевозят с Афона в Македонию, где её и обнаруживает Сима Н. Томич.

Историки, филологи, палеографы, искусствоведы, исследователи церковной певческой культуры – все, кто имеют дело с кириллической и греческой книжностью, знают, что Отдел рукописей Исторического музея представляет собой одно из крупнейших в России хранилищ старинных манускриптов.

Пополнением рукописных фондов музей занимался всегда, но особенно стремительно этот процесс протекал в период с 1890-х по 1920-е годы. В комплектовании музейного собрания активное участие принимал Вячеслав Николаевич Щепкин (1863–1920) – учёный-славист, палеограф, профессор Московского университета и Московских высших женских курсов, с 1913 г. член-корреспондент Петербургской Академии Наук. Он начал работать в Историческом музее в должности помощника хранителя в 1887 г., а закончил – во главе Отдела рукописей, созданного по его инициативе в 1912–1914 годах в виде особого подразделения в музейной структуре.

В.Н. Щепкин
В.Н. Щепкин

Хотя музей, в котором трудился Щепкин, был в первую очередь ориентирован на освещение российской истории, в нём приветствовалось приобретение материалов, позволяющих максимально расширить палеографические исследования. У Щепкина, изучавшего как древнерусские, так и южнославянские рукописи, особый интерес вызывали иллюминированные памятники. Показательно, что, составляя обзор важнейших поступлений в Исторический музей за первые 25 лет его существования, Щепкин выделил иллюстрированный и роскошно орнаментированный болгарский кодекс XIV в., известный под названием Псалтырь Томича. Из переписки учёного с коллегами видно, насколько высоко он оценивал ещё только ожидавшуюся покупку этой рукописной книги. В письме от 24 сентября 1902 г. Щепкин сообщал филологу и историку А.А. Шахматову, что приобретаемый Историческим музеем памятник «это среднеболгарская Псалтырь <…> со многими миниатюрами и заставками <…>. Рукопись ещё в пути, но мы судим по описанию Томича. Псалтырь может оказаться интересной и по языку, а для целей Музея – это чистый клад – нам недоставало образцов византийской миниатюры».

Сима Новакович Томич (1866/67?–1903), побывав в самом начале XX в. в длительной научной лингвистической экспедиции в Македонии, вывез оттуда болгарскую иллюстрированную Псалтырь XIV в. После поездки в Македонию здоровье Томича изрядно пошатнулось, и из-за долгов он очень нуждался в деньгах. К тому времени у него сложились прочные не только научные, но и товарищеские связи с русскими славистами. Вероятно, принимая во внимание все обстоятельства, Томич решил продать Псалтырь московскому Историческому музею, где работал Щепкин, который оказывал сербскому коллеге поддержку в подготовке к публикации результатов его диалектологических исследований.

Документально подтверждённое включение Псалтыри Томича в музейное собрание произошло 15 октября 1902 г.

5 января 1903 г. Томич, у которого были больные лёгкие, ушёл из жизни. Однако 23 июня того же года в Исторический музей поступили одновременно еще четыре принадлежавшие ему южнославянские рукописи. Надо полагать, их доставили в Москву в соответствии с прижизненным волеизъявлением сербского учёного. Скорее всего, и эти памятники Томич привёз из Македонии. Они, в отличие от иллюстрированной Псалтыри, написаны на пергаменте. Два кодекса – болгарские: Октоих второй половины XIII в. и Апостол апракос краткий (Апостол Томича) раннего XIV в.; две книги – сербские: Минея праздничная конца XIII – начала XIV в. и Четвероевангелие первой половины XIV в.

Все рукописи из небольшой, но ценной коллекции Томича приобретались через посредника (некоего Григория Фролова), к услугам которого Исторический музей прибегал на протяжении ряда лет. Что касается Псалтыри Томича, то на её покупку пожертвовал свои личные средства князь Николай Сергеевич Щербатов (1853–1929).

Н.С. Щербатов
Н.С. Щербатов

В это время он занимал пост Чиновника Особых поручений при Председателе музея – великом князе Сергее Александровиче, брате императора Николая II. В 1909 г. император назначил князя Щербатова Товарищем Председателя Исторического музея, то есть фактически его директором.

Одним из первых шагов по палеографическому изучению Псалтыри Томича стала небольшая статья В.Н. Щепкина об орнаментике рукописи. Дело Вячеслава Николаевича продолжила его дочь – Марфа Вячеславна Щепкина (1894–1984), возглавлявшая Отдел рукописей Исторического музея с 1954 по 1976 г.

М.В. Щепкина
М.В. Щепкина

В сотрудничестве с выдающимся болгарским учёным Иваном С. Дуйчевым она подготовила монографию о знаменитом тырновском иллюминированном кодексе XIV в.

 И. Дуйчев
И. Дуйчев

За заслуги в развитии болгаро-российских связей правительство Болгарии наградило Щепкину в 1969 г. орденом «Кирилл и Мефодий» I степени. В знак глубокого уважения к её памяти профессор Аксиния Джурова, издавая фундаментальный труд о Псалтыри Томича, поместила в нём краткое предисловие, написанное Щепкиной ещё в 1978 г.

А. Джурова
А. Джурова

Началом нового этапа в исследовании Псалтыри Томича правомерно считать её реставрацию специалистами Исторического музея. В 2019 г. реставраторы Светлана Михайловна Корякина и Татьяна Викторовна Авдусина завершили длившуюся несколько лет работу с уникальным памятником.

В процессе реставрационного вмешательства удалось обнаружить еще одну невидимую прежде греческую надпись XIV в., служившую указанием для миниатюриста. Вновь выявленная надпись идёт не по нижнему или верхнему полю, а вдоль одного из листов у корешка, что дополнительно говорит о её исполнении непосредственно при изготовлении кодекса, а не позднее.

Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ, ОР Муз. 2752). Миниатюра к псалму 104: «Казни египетские»
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ, ОР Муз. 2752). Миниатюра к псалму 104: «Казни египетские»

Наряду с этим реставраторы раскрыли заклеенную другим листом, незавершенную миниатюру на сюжет единоборства Давида и Голиафа.

Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ, ОР Муз. 2752). Незаконченная миниатюра, раскрытая при реставрации: «Поединок Давида с Голиафом»
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ, ОР Муз. 2752). Незаконченная миниатюра, раскрытая при реставрации: «Поединок Давида с Голиафом»

Раньше исследователи судили о ней, рассматривая соединенные листы на просвет. Теперь иконография данной композиции прекрасно видна – Голиаф и филистимляне показаны конными, а не пешими воинами. На «беловой» миниатюре рядом с текстом неканонического 151-го псалма тот же сюжет представлен иначе.

Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ, ОР Муз. 2752). «Беловая» миниатюра к псалму 151: «Поединок Давида с Голиафом»
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ, ОР Муз. 2752). «Беловая» миниатюра к псалму 151: «Поединок Давида с Голиафом»

В результате разделения изначально склеенных листов их общее количество возросло. Теперь в Псалтыри Томича насчитывается уже не 304, а 305 листов.

Осенью 2019 г. отреставрированная Псалтырь Томича стала на два месяца центральным экспонатом выставки в Национальном Археологическом Музее в Софии.

Заведующая Отделом рукописей ГИМ Э.В. Шульгина и профессор А. Джурова на монтаже выставки «Псалтырь Томича…» в Софии (октябрь 2019 г.)
Заведующая Отделом рукописей ГИМ Э.В. Шульгина и профессор А. Джурова на монтаже выставки «Псалтырь Томича…» в Софии (октябрь 2019 г.)
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ, ОР Муз. 2752). Экспонирование рукописи на выставке в Софии (осень 2019 г.)
Псалтырь с дополнениями (Псалтырь Томича). Тырново (?). Начало 60-х годов XIV в. (ГИМ, ОР Муз. 2752). Экспонирование рукописи на выставке в Софии (осень 2019 г.)

Выставка под названием «Псалтырь Томича в Болгарии. Литература и духовность», приуроченная к 150-летию Болгарской академии наук и 140-летию Археологического Музея БАН, прошла с большим успехом.

Обложка каталога выставки в Софии (2019 г.)
Обложка каталога выставки в Софии (2019 г.)

Болгарские коллеги выразили искреннюю признательность Государственному историческому музею за предоставленную возможность увидеть один из самых значимых памятников средневековой Тырновской столичной книжной школы, великолепную рукопись времён Второго Болгарского царства, погубленного Османским нашествием.

Основная литература:

Щепкина М.В. Болгарская миниатюра XIV века. Исследование Псалтыри Томича / Под ред. и со вступительной статьёй проф. И.С. Дуйчева. Москва, 1963.

Джурова А. Томичов Псалтир. София, 1990. Т. 1–2

Томичовият псалтир в България. Книжовност и духовност / Псалтырь Томича в Болгарии. Литература и духовность. (Каталог выставки, на болг., русск., англ. яз.). София, 2019.

Автор — Юрий Грибов, с.н.с. Отдела рукописей