В книжном фонде Исторического музея хранится коллекция первых и прижизненных изданий поэтов и писателей «Серебряного века» русской культуры. Значительное место в ней занимают произведения А.А. Блока (1880–1921), одного из талантливейших и крупнейших поэтов России.
Поэма Александра Блока «Двенадцать», ставшая визитной карточкой поэта, написана в январе 1918 года, через два месяца после Октябрьских революционных событий. Это первая в советской литературе поэма о революции и одно из последних поэтических творений Блока. Замысел поэмы, по словам самого Блока, зародился спонтанно, она была создана в порыве вдохновения за короткий срок, всего за двенадцать дней и, закончив произведение, поэт написал в своей записной книжке:
«Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. …Сегодня я – гений».
«Двенадцать» – своеобразная летопись революции 1917 года, в которой Блок запечатлел для потомков свое время – переломное для истории России, тревожное и суровое; дал свою оценку и анализ происходящему. Число «12», вынесенное в название произведения, не случайно. Оно, прежде всего, ассоциируется с двенадцатью главными героями – красноармейцами, апостолами «нового времени», именно они – опора революции. По воспоминаниям современников тех событий, улицы Петрограда, где царила разруха, беспорядки и разбой, патрулировали красногвардейцы, и каждый дозор состоял из двенадцати человек.
Впервые поэма «Двенадцать» была напечатана в мартовском номере газеты «Знамя труда», затем в апреле 1918 года в эсеровском журнале «Наш путь». Появление ее вызвало бурю разноречивых откликов. По словам В.В. Маяковского «Одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей». О «Двенадцати» говорили и спорили везде: среди интеллигенции, солдат и рабочих, в партийных и беспартийных кругах, с особенной страстью обсуждало поэму студенчество.
Современники Блока по-разному истолковывали смысл названия, ключевые образы и мотивы, да и сам замысел произведения. По воспоминаниям Марии Андреевны Бекетовой (тетки поэта): «Поэма произвела целую бурю: два течения, одно восторженно-сочувственное, другое – враждебно-злобствующее, боролись вокруг этого произведения. …Одни принимали «Двенадцать» за большевистское credo, другие видели в них сатиру на большевизм, более правые группы возмущались насмешками над обывателями и т.д.».
Во враждебном лагере оказались такие писатели, как Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, А.А. Ахматова, Ф.К. Сологуб, И.А. Бунин. Анна Ахматова отказывалась участвовать в литературных вечерах, если на них планировалось публичное чтение «Двенадцати». Как известно сам Блок не читал поэму, это с удовольствием делала его жена – Любовь Дмитриевна Блок. С большим озлоблением восприняла и Зинаида Гиппиус переход писателей, в том числе и Блока, на сторону революционной России. 11 января 1918 г. Гиппиус записала в свои «Черные тетради» (Петербургский дневник):
«Для памяти хочу записать «за упокой» интеллигентов-перебежчиков, т.е. тех бывших людей, которых все мы более или менее знали и которые уже оказываются в связях с сегодняшними преступниками» – всего в списке 22 фамилии. Среди них: «Александр Блок – поэт, «потерянное дитя», внеобщественник, скорее примыкал, сочувствием, к правым (во время царя), убежденнейший антисемит. Теперь с большевиками через лево-эсеров».
С восторгом приняли поэму «Двенадцать» и поддержали Александра Блока: Андрей Белый, В.Э. Мейерхольд, С.А. Есенин, А.В. Луначарский и другие. Поэма «Двенадцать» сразу приобрела широчайшую популярность, много раз издавалась при жизни поэта, в том числе и на иностранных языках. Блока стали читать даже те, кто не был раньше знаком с его творчеством. Многие строки «Двенадцати» разошлись на цитаты и превратились в подписи к плакатам, например:
«Революционный держите шаг! | Неугомонный не дремлет враг!»; «Мы на горе всем буржуям | Мировой пожар раздуем»; «В Красной Армии служить – | Буйну голову сложить!»; «В белом венчике из роз – | Впереди – Исус Христос» и другие.
Сам А.А. Блок считал, что «Двенадцать» – лучшее из того, что он написал, потому что, создавая их, он жил современностью.
Отдельной книгой поэма «Двенадцать» вышла в июне 1918 года в левоэсеровском издательстве при Центральном комитете партии левых социалистов-революционеров (интернационалистов) под порядковым номером семнадцать – изданий этого издательства. Брошюра увеличенного формата в шрифтовой издательской обложке, набрана и напечатана в типографии Николаевской военной академии в количестве 1100 экземпляров. В верхней части титульного листа над именем автора знаменитый лозунг социалистов-революционеров: «В борьбе обретаешь ты право своё!». В сборник также включены стихотворение поэта «Скифы» и сопроводительная статья видного историка русской литературы Р.В. Иванова-Разумника «Испытание в грозе и буре», в которой критик анализирует и сопоставляет два произведения Блока. На последних страницах издания представлен список книг Александра Блока, реклама издательства «Революционный социализм», а также объявление о подписке на литературно-политический журнал «Наш путь».
Представленный экземпляр – первая прижизненная книжная публикация поэмы А.А. Блока «Двенадцать» и стихотворения «Скифы». Редкое издание.
Один из экземпляров Исторического музея происходит из библиотеки археолога, коллекционера, сотрудника Государственного исторического музея Дмитрия Николаевича Эдинга (1887–1946). Значительная часть приобретенной у него коллекции – первые и прижизненные издания поэтов и писателей «Серебряного века».
P.S. Поэма А.А. Блока «Двенадцать» – одна из признанных вершин его творчества, живет более ста лет. До наших дней она прошла сложный путь признаний и гонений, принесла автору славу и мировую известность, неприятие и разочарование. Но до сих пор это произведение будоражит умы читателей и вызывает интерес у критиков, о ней спорят, трактуя каждый по-своему. Но в этом и проявился настоящий талант великого русского поэта Александра Александровича Блока.