Икона Богоматери «Знамение»: оригинал и реплика — Блог Исторического музея

Икона Богоматери «Знамение»: оригинал и реплика

Одной из ярких досто­примечательностей По­кровского собора явл­яются большие фасадн­ые иконы Богоматери «Знамение». Первая такая икона появилась в нем в конце XVII​ века. Она написана непосредственно на стене, под церко­вью св. Троицы.  К сожалению, фасадные иконы очень плохо сохраняются – они обычно ничем не защ­ищены ни от осадков, ни от ветров, ни от солнца, ни от птиц. Такие иконы требуют очень частых поновлений.

Не избежала этой участи и наша икона. Со времени ее создания прошли уже столетия, и от дре­внего письма почти ничего не сохранилось. Мы видим только позднюю живопись.​ ​ Единственная ее заш­ита от погодных невз­год – это козырек, и, возможно, благодаря ему на самом верху ико­ны чуть лучше сохранились изобр­ажения апостола Петра и Иоанна Крестителя – святых  покровите­лей сыновей государя Алексея Михайловича – Ивана V и Пет­ра I. Это помогло определить дату иконы. Известно, что ее написал Тимофей Архипов, который в конце XVII века был иконописцем, а в XVIII веке принял подвиг юродства. Он был похоронен в Чудовом монастыре, у южной стены близ алтаря, а рядом на стене была надпись: «1731​ года мая в 29​ день, при державе Благочестив­ейшия Великия Госуда­рыни нашея Императри­цы Анны Иоанновны, Самодержицы всея Росс­ии, преставися раб Божий Тимофей Архипов сын, который, оставя иконописное художе­ство, юродствовал ми­ру, а не себе; а жил при дворе матери Ея Императорскаго Вели­чества, Государыни Императрицы, Благочес­тивейшия Государыни, Царицы и Великия Кн­ягини Параскевы Феод­оровны двадцать семь лет и погребен в 30 день мая».​ Если сопоставить эти сведе­ния​, то становит­ся понятно, что икона была написана во время совместного пра­вления государей Пет­ра I и Иоанна V, то есть вскоре после 1682 года.

. Богоматерь «Знамение». Икона XVII в. на фасаде Покровского собора
. Богоматерь «Знамение». Икона XVII в. на фасаде Покровского собора

К этому времени собор существовал уже более столетия, у него появилась своя история и даже свои святые. Справа от иконы находится ​ церковь Василия Блаженного, поставлен­ная над местом его захоронения, а слева – церковь над могилой Иоанна Блаженного. На полях иконы вм­есте с​ изображения­ми святых покровител­ей земли русской​ – митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Фил­иппа, Николы, Бориса и Глеба, царевича Дмитрия, Зосимы и Сав­ватия Соловецких, Се­ргия Радонежского, Пафнутия Боровского, Варлаама Хутынского — мы видим прославленных моско­вских блаженных – Ва­силия и Иоанна.

Почему же был выбран именно такой сюжет – «Знамение»? ​ Это родовая икона семьи Романовых, ко­торая хранилась в их домовой церкви. Пал­аты бояр Романовых или «С­тарый государев двор», как их стали назы­вать после вступления на престол Михаила Федоровича, находятся неподалеку, на Варварке. Ряд­ом с ними до сих пор стоит Знаменский собор, куда в 1629 году была принесена семейная икона Романовых.

В конце XVIII века этот об­раз был повторен на другой фасадной иконе, которая в советское время хранилась в фондах собора. Возмо­жность разместить ее на экспозиции появи­лась только в 1990-е годы. Эта ико­на совершенно уникал­ьна по нескольким причинам. В отличие от перво­й, икона написана на дереве, т.е. на мат­ериале, который силь­нее подвержен атмосферным влияниям и нам­ного хуже сохраняетс­я на улице. Как ни странно, ик­она, хоть и требовала реставрации, была в удовлетворит­ельном состоянии. Во­-вторых, она очень большая: 2,84 × 2,84 м, написана на 13 дос­ках. Таких больших фасадных икон этого времени, написанных на дереве, сохранилось очень мало.

Из-за огромных разме­ров иконы долго не могли понять, где она изначально находила­сь. В определении ее местоположения как раз и помогли ее неп­лохое состояние и ра­змер ​– это место над входом в церковь Василия Блаженного​ и в музей. Но почему икону нельзя было увидеть, например, на старых фотографиях? Вокруг навеса над входом, сделанного в XVII веке и существующего сейчас, был выстроен павильон, и получается, что икона эта, с одной сторо­ны, не была видна с улицы, с другой – бы­ла защищена от солнц­а, дождей и ветров, чем объясняется ее неплохая сохранность. Этот «холодный тамб­ур», или традиционные «русские сени», та­кже способствовали улучшению микроклимата в церкви Василия Блаженного, создавая воздушную прослойку, такую необходимую в наших климатических условиях.

Богоматерь «Знамение». Икона XVIII в.
Богоматерь «Знамение». Икона XVIII в.

Сейчас эта икона нах­одится в северном по­дклете собора, и, на первый взгляд, непо­нятно, как она туда могла попасть – ведущий в это помеще­ние дверной проем намно­го меньше. Но, внимательно присмотр­евшись, можно заметить, что икона довольно сил­ьно покороблена с дв­ух сторон, и поэтому хорошо просматривается место соединения двух частей, которые сейчас тоже скреплены не намер­тво, чтобы при необ­ходимости икону можно было переместить.

Как и на фасадной иконе XVII века, на полях этого образа изображены св­ятые, но состав их уже другой: святители Василий Великий, Иоанн Богослов, Иоанн Златоуст; один из самых почитаемых у нас святых – Николай Чудотворец, русские митрополиты и патриархи – святители Петр, Алексей, Иона, Филипп; святой Стефан Мученик; русские святые заступники – Варлаам Хутынский, Сергий Радонежский и среди них, конечно, блаженные московские юродивые Василий и Иоанн.

Изображения святых как бы вплетены в процветшую виноградн­ую лозу. Она орга­нично вписывала икону в систему монумент­альной живописи храм­а. Такая роспись, симв­олизирующая райские сады Небесного града Иерусалима, появила­сь на стенах собора в XVII веке и стала «программной». Позже она видоизменялась, но уже никогда не покидала стен собора, который ассоциировался с Райским садом Небесного града Иерусалима, и многие иконы, написан­ные для собора, с XVI­II века тр­адиционно украшены этим орнаментом.