В отличие, например, от здания Исторического музея, специально построенного для хранения памятников древности и знакомства с ними почтенной публики, Покровский собор предназначался для других целей. Его нынешняя роль храма-музея, конечно же, абсолютно логична и органична, но насчитывающее несколько столетий богослужебное прошлое накладывает весьма существенные ограничения на музейную экспозицию и определяет ее специфику. Вот один из примеров. Вот один из примеров.
Так вышло, что третья по величине икона в экспозиции музея «Покровский собор» оказалась, пожалуй, и самой незаметной. Расположенная на южной (дальней от входа) стене церкви Василия Блаженного, она практически полностью скрыта ракой над мощами самого известного московского юродивого. По этой причине во время экскурсий и гостям музея, и экскурсоводам видны лишь отдельные фрагменты иконы: два коленопреклоненных старца в центральной части, отрок в светлых одеждах со скрещёнными руками, но не образ в целом. Между тем, на него стоит взглянуть повнимательнее, хотя бы потому, что ничего подобного в собрании Покровского собора более не найти. Итак, что же на самом деле изображено на этой «таинственной» иконе?
Мы видим на ней более двадцати различных святых. Наглядно демонстрируя равенство перед лицом Всевышнего, московские митрополиты, от Петра до Филиппа, соседствуют здесь с московскими же юродивыми Максимом, Василием и Иоанном; князья Даниил Александрович и Михаил Всеволодович – с монахами (коленопреклоненные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский), а седобородые старцы – с юным царевичем Димитрием (тот самый отрок в светлых одеждах). Святые расположены двумя симметричными рядами и развёрнуты к центру композиции, напоминая тем самым устройство деисусного чина древнерусского иконостаса. Но если в центре деисуса всегда тронный образ Христа – Небесного Владыки и Судии – то в случае с рассматриваемой иконой в этой роли выступает образ Владимирской Богоматери – один из самых древних и почитаемых на Руси.
С двух сторон его поддерживают покрытыми пеленой руками (знак благоговения перед святыней) митрополиты Петр и Алексий. На пелене мы можем прочитать надпись – первые слова праздничного тропаря образу Владимирской Богоматери. Благодаря этому, обращенная к Деве Марии безмолвная соборная молитва представленных на иконе святых обретает конкретный и понятный смысл. Текст тропаря заслуживает того, чтобы процитировать его полностью:
«Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную, восприемши, Владычице, чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы притекающе и молящееся Тебе, взываем сице: о Пречудная Владычице Богородице! Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих и спасет души наша, яко Милосерд».
К характеристике рассматриваемой иконы необходимо еще добавить, что датируется она концом XIX – началом XX века, исполнена на металлической основе масляными красками и обрамлена заслуживающим пристального внимания весьма искусным орнаментом, будто бы сошедшим со страниц древнеирландских рукописей. Декор как будто светится благодаря разноцветной фольге, подложенной под металлическое кружево. По своей стилистике обрамление близко орнаментальному убранству расположенной рядом сени над ракой блаженного, выполненной в то же время. Вот такой во всех отношениях замечательный образ можно отыскать, если внимательно знакомиться с экспозицией музея «Покровский собор – Храм Василия Блаженного».