Из чего можно сделать амулет? Из чего угодно. Это правило действует как сейчас, так и в древние времена. Но если в наши дни даже те, кто верит в магическую силу предметов, в большей степени используют их как украшения. Вспомним стихотворение Пушкина «Храни меня мой талисман», обращенное к знаменитому сердоликовому перстню с караимской надписью, подаренному поэту Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. Александр Сергеевич продемонстрировал яркий пример выбора амулета современным человеком: предмет должен быть красивым, таинственным и притягательно-чужеродным.
Но это во времена научно-технического прогресса, когда общество надежно защищают медицина и правосудие, а фактор личной удачи с каждым столетием имеет все меньшую важность. Не так было в древности. Для наших предков враждебная реальность начиналась буквально за порогом родного дома. В представлении древнего человека мир был полон злых сил, от которых можно спастись только при помощи действительно могущественных артефактов.
В качестве критерия для поиска последних эстетическое восприятие часто не играло значительной роли. На первый план выходила связь с благорасположенными божествами родных мест. Атрибутами этих божеств могли стать самые обычные предметы, на которые современный человек и не посмотрел бы.
В 2015-м году во время раскопок Объединенной Северокавказской археологической экспедиции Государственного исторического музея, Кабардино-Балкарского университета и Института Археологии РАН на могильнике Заюково-3 в Кабардино-Балкарии было исследовано погребение 28. Погребенный мужчина лежал вытянуто на спине в ящике, сложенном из тонких известняковых плит. Под тазовыми костями скелета лежали два бронзовых слитка.
На заре раннего железного века, в VIII – VII вв. до н.э. (именно этим периодом датируется погребение) железо только начало входить в обиход в качестве материала для изготовления оружия и орудий труда. Основная масса металлических предметов изготавливалась из бронзы.
Работа мастера-литейщика, как и кузнеца в более позднюю эпоху, была скрыта от взора простых смертных – поскольку это производство было связано с огнем, кузницы строили в отдалении от жилья или даже создавали специальные производственные поселки. Кузнец был не просто ремесленником, изготавливающим для соплеменников жизненно необходимые предметы, но и обладал различными функциями жреца. Свою силу, полученную от огня и божеств подземного мира, он мог обратить как на пользу, так и во вред людям. Потому многие народы, в том числе на Кавказе и Ближнем Востоке относились к кузнецам со страхом и суеверным почтением. Ореолом сакральности окружались не только мастера, но и их инструменты, рабочие места и все, что связано с производством предметов из металла.
Так кусочки бронзы стали оберегами в среде носителей западной кобанской археологической культуры — коренных жителей Кавказских гор эпохи раннего железного века. Судя по расположению в погребениях, слитки зашивались в матерчатый пояс. Возможно, желтоватые куски металла (ныне они покрыты зеленой патиной), хранившие часть тепла пламени кузницы, охраняли человека в дороге, в том числе на последнем пути к ранее умершим предкам. Интересно, что бронзовые слитки клали только в погребения детей и мужчин, чья деятельность при жизни, судя по отсутствию соответствующего инвентаря, была связана с мирной стороной бытия древнего общества. Взрослые женщины использовали в качестве оберегов ожерелья из различных подвесок. Воинам же амулеты были не нужны – их от потусторонних напастей надежно оберегало оружие.