Гости Покровского собора очень разные, соответственно и впечатления от знакомства с древним памятником у них могут сильно различаться. Но есть в соборе место, которое их объединяет. Все без исключения – взрослые и дети, соотечественники и иностранцы – отзываются о нём с одинаковым трепетом, а порой и содроганием. Чего греха таить: порой и музейные сотрудники не могут в этом месте сдержать обуревающих их эмоций. Речь идёт о знаменитой потайной белокаменной лестнице.
Созерцая сказочно разнообразное и удивительно причудливое внешнее убранство Покровского собора, мало кто задаётся прозаическим вопросом:
«А сколько этажей в этом сооружении?»
На самом деле именно в этом вопросе, точнее – в ответе на него заключена гениальность новаторской композиции памятника. Отдельные обособленные церкви не просто были сгруппированы вокруг центральной – самой высокой в ансамбле. Как на пьедестал они были вознесены на массивную платформу высотой свыше шести метров и при этом, несмотря на разную величину и, следовательно, вес храмов, идеальным образом сбалансированы. Завершающий штрих: платформа-основание представляет собой не монолитную плиту, а полноценный цокольный этаж, так называемый подклет, который, помимо основной функции несущей опоры, выполнял ещё и роль подсобных помещений для причта.
Для перемещений из подклета к церквям и обратно строителями собора была предусмотрена внутристенная лестница. Тёмная как само средневековье, она ввинчивается в толщу трехметровой кирпичной стены на первом этаже и, совершив несколько полных оборотов вокруг своей оси, завершается в центральной церкви собора. Лестница действует на путников не измором – ступенек здесь немногим больше двадцати – но с определённого момента складывается впечатление, что их высота начинает расти в геометрической прогрессии. Поэтому некоторые посетители младшего школьного возраста порой предпочитают преодолевать заключительные ступеньки, не поднимаясь по ним, а буквально карабкаясь, что, естественно, производит на них неизгладимое впечатление. Необходимо также отметить, что столетия назад на лестнице не было ни перил, ни тем более электрического освещения – всё это появилось постепенно в ходе реставрационных работ XX века – и подъем по ней в ещё большей степени, чем сегодня, был похож на подвиг. Или на пытку.
Созерцая сказочное разнообразное и удивительно причудливое внешнее убранство Покровского собора, мало кто подозревает, какие сюрпризы таят в себе его древние стены. В этом рассказе мы поведали лишь об одном из них.