Англо-саксонский меч из Чёрной могилы — Блог Исторического музея

Англо-саксонский меч из Чёрной могилы

Центральное место в зале экспозиции Государственного исторического музея, посвященной эпохе образования Древнерусского государства, занимают предметы, найденные Д.Я. Самоквасовым во время исследований монументальной погребальной насыпи, носящей название Чёрная могила и возведенной в период между 980 и 1025 гг.

При раскопках была собрана богатейшая коллекция предметов – оружие, украшения, бытовые предметы, игральные фишки, орудия труда. Одной из особенностей этого знаменитого языческого погребального комплекса является «парность» предметов вооружения и доспеха – в кургане было похоронено два знатных воина, взрослый мужчина и юноша. В загробный мир их сопровождала женщина. Комплекс предметов, символизирующих высокий, возможно княжеский статус погребенных, был вынесен в верхнюю часть насыпи, здесь предметы тоже парные — два шлема, два питьевых рога, две золотые византийские монет, два ножа.

Основное количество инвентаря располагалось непосредственно на погребальном кострище. В его северной части находилась груда предметов, состоящая из двух мечей, двух сабель, двух наконечников копий, фрагментов кольчужного полотна и стремян.

Практически все найденные в Чёрной могиле предметы заслуживают пристального внимания и отдельного рассказа. Остановимся пока на одном из двух мечей.

Его общая длина составляла немногим более 100 см, что вполне «укладывается» в размерные характеристики мечей эпохи викингов. Этот меч мы называем «большим», по сравнению со вторым, найденным в Черной могиле мечом, длина которого всего около 80 см.

Почти все клинки мечей этого периода снабжались клеймами в виде буквенной надписи или набора знаков и символов, распложённых на обеих сторонах клинка в верхней его части. Клейма были как производственными отметками изготовивших клинки мастеров, так и сакральными знаками, в сознании владевших людей средневековья усиливающими поражающие свойства оружия. На одной стороне «большого» меча была выявлена часть клейма в виде букв и буквообразных знаков.

 

Фрагментарность расчистки не позволяет понять складываются ли буквы в осознанную надпись или это просто набор знаков. Ответить на этот вопрос, а также выявить клеймо на обратной стороне клинка, помогут исследования с применением методов компьютерной томографии, осуществлённые совместно с учеными Курчатовского института.

Самое удивительное открытие ожидало нас при изучении орнаментации деталей рукояти меча. Навершие и перекрестие были покрыты инкрустацией, представляющей собой отрезки проволоки цветного металла, уложенные на специально подготовленную железную поверхность. Это довольно часто встречающийся приём украшения мечей эпохи викингов. К сожалению, жар погребального костра расплавил большая часть инкрустированного металла, но, тем не менее, очевидно, что фронтальная поверхность деталей меча украшена орнаментацией растительного характера.

Поиск аналогов особенностям орнаментации «большого» меча из Чёрной могилы неожиданно привел в Великобританию. Здесь еще в 1967 году была выделена особая группа мечей, по месту находки одного из них получившая название мечи «типа Wallingford». Для нас наибольшей интерес представляют меч, найденный в р. Темза у моста Wallingford, и меч, обнаруженный в 1840 году также в р. Темза. Формы наверший и перекрестий обоих мечей, а главное их орнаментация, во многом совпадают с формой и орнаментацией деталей меча из Чёрной могилы. Как полагают учёные, оба английских меча были произведены в мастерской, расположенной в южной Англии, следовательно, мы можем уверенно говорить об англо-саксонском происхождении «большого» и меча из Чёрной могилы.

Нахождение в Чёрной могиле англо-саксонского меча — яркое отражение сложных путей формирования полиэтничной и восприимчивой к инокультурным инновациям дружинной культуры Древней Руси. Погребенный в кургане Чёрная могила старший мужчина занимал высокое положение в иерархии общества, возможно, носил славянское имя Чернъ, сражался англо-саксонским мечом и кочевнической саблей, в бою надевал хазарский шлем, пил из сделанного на Руси рога, играл в hneftafl, молился скандинавскому богу, использовал копье с христианским крестом, и владел византийским золотом.

Рис. 1. Самоквасов Д.Я. Могильные древности северянской Черниговщины. М. 1916. С. 20. Рис. 23.

Рис. 6 — Evison V.I. A sword from the Thames at Wallingford bridge // Archaeological Journal, 124:1. 1967. Fig. 5 a,b.

Автор –С.Ю. Каинов, старший научный сотрудник отдела археологических памятников.