Псалии «скифского барокко» — Блог Исторического музея

Псалии «скифского барокко»

Одним из наиболее ярких и информативных памятников, оставленных кочевниками Нижнего Поволжья скифской эпохи, является комплекс уздечных принадлежностей V в. до н.э., найденный в яме-тайнике в погребении у с. Хошеутово Харабалинского района Астраханской области, на левом берегу р. Ахтубы, левого рукава Волги. Захоронение было открыто случайно и исследовано археологами В. В. Плаховым и В. В. Дворниченко в 1986 г.

В этот комплекс, относящийся к «савроматской» культуре, входило не менее одиннадцати уздечных наборов с бронзовыми псалиями. По количеству предметов (около 350 экземпляров, из которых 185 были художественно оформлены) и богатству оригинальных изображений (более полусотни) он превосходит все известные до этого в Нижнем Поволжье подобные находки.

Псалий. V в. до н. э.
Псалий. V в. до н. э.

Особенно выделяется крупная массивная пара псалиев (деталей конской узды, расположенных с обеих сторон от лошадиной морды), длиной 21 см, с двумя концами, завершающимися скульптурными головами животных с хищным оскалом пастей с четырьмя сомкнутыми клыками. На одном конце – морда хищника кошачьей породы, на другом – морда верблюда с ярко подчеркнутыми видовыми признаками. Образ верблюда представлен в ряде изображений в Южном Приуралье, распространен он в культурах скифского времени Средней Азии, Казахстана и Алтая.

Художественный стиль предметов из Хошеутова относится к так называемому «скифскому барокко», появившемуся на рубеже VI-V вв. до н.э. и отличающемуся от раннескифского звериного стиля рядом иконографических особенностей – композиционной усложненностью и ажурной декоративностью.

Находки предметов узды или уздечного набора в погребениях обычно расцениваются археологами как символы-заменители коней, которые сопровождали погребенного в загробный мир. Уздечные наборы из Хошеутово, таким образом, можно рассматривать как символическое захоронение 11 сопровождающих верховых коней. Эта особенность обряда указывает на высокий социальный статус погребенного. Здесь был похоронен, возможно, один из наиболее родовитых представителей этнического объединения, кочевавшего в нижневолжских степях в скифскую эпоху.

Автор — Кирилл Фирсов, главный хранитель отдела археологических памятников