У посетителей Покровского собора часто возникает вопрос о двух одинаковых иконах «Покров Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными». Один образ находится на постоянной экспозиции в интерьере центральной церкви, а второй – точно такой же – на фасадной южной стене колокольни храма. Они сходны по форме, размерам и изображению. Как же собор стал обладателем необычных, одинаковых икон? Попробуем разобраться в этой истории.
Изначально икона «Покров Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными» предназначалась для колокольни собора и являлась фасадной. Она была написана на фигурной деревянной доске больших размеров (3,5 × 2,5 м) масляными красками. Общепринятая дата её написания – 1780-е гг. Считают, что икона украсила колокольню после завершения масштабного ремонта Покровского собора при императрице Екатерине II.
Протоирей и исследователь Покровского собора И.И. Кузнецов называет отличную от общепринятой дату написания, сообщает имя иконописца и заплаченную за работу сумму: в 1837 г. иконописец Адриан Кузьмич Малахов «написал (за 400 руб.) большую икону Покрова и святых блаженных Василия и Иоанна, помещенную на наружной части южной стены соборной колокольни». Что же это было: написание или поновление провисевшего полстолетия и сильно обветшавшего образа? Это ещё предстоит установить исследователям.
Адриан Малахов слыл искусным иконописцем. Не случайно именно ему поручили написать иконы для иконостаса в главной церкви собора. Он окончил Императорскую Академию художеств с малой серебряной медалью, получив звание свободного художника исторической живописи (т.е. иконописца). Жил в собственном доме в Москве, значился «временным купцом 3-й гильдии». Имел мастерскую с наёмными работниками. Занимался Малахов оформлением храмов, изготовлением икон и иконостасов в центральных губерниях России, Поволжье, на Северном Кавказе и Урале.
По сведениям того же И.И. Кузнецова, в 1838 г. для иконы была выполнена лепная (вероятно, из алебастра) фигурная рама и устроен металлический навес от дождя и снега. Рама эта замечательна по своему исполнению. Вверху на ней вылеплены скульптурные головки херувимов (путти). Их кружевные крылья искусно вписаны в растительный орнамент. Большие цветы, листья и раковины придают пышность разноцветной раме. Ажурный металлический навес не только защищает икону от непогоды, но и создаёт затейливую игру света и тени в солнечный день.
То, что икона была написана специально для Покровского собора, указывает выбор сюжетов для нее. В верхней части – икона Покрова Богородицы со святым юродивым Андреем, выделенная коричневой рамой. Её несут два ангела. Внизу по бокам святые юродивые Василий и Иоанн, похороненные на прицерковном кладбище. Между ними – сцена из Жития Василия Блаженного – спасение им персидских купцов во время бури на Каспийском море.
Средства на украшение образа в 1838 году были пожертвованы купцом С.А. Виноградовым. Набожность была отличительной чертой московского купечества. Религиозность купцов тесно переплеталась с благотворительностью: помощь монастырям, соборам и церквям больше всего оказывали именно купцы. Может быть, поэтому из всех разнообразных прижизненных чудес Василия Блаженного было выбрано именно спасение купцов.
В недавно включённой в экспозиционное пространство церкви Иоанна Блаженного размещён металлический оклад фасадной иконы. Он выполнен из латуни. Когда-то оклад полностью закрывал всё поле иконы, за исключением личнóго письма, то есть ликов святых. Возможно, его изготовили одновременно с навесом над иконой в 1838 г. Позднее, в 1875–1876 гг. после поновления иконы оклад был вызолочен, и вся конструкция убрана в застеклённый киот.
В 1990–2000 годах фасадную икону неоднократно реставрировали, в том числе несколько раз, не снимая со стены колокольни; выемка доски иконы из фигурной рамы представляла определённую угрозу как для иконы, так и для лепной рамы. В 2007 году в целях сохранности живописного слоя и лепной рамы икону поместили в Покровскую церковь, где она и находится по настоящее время.
Несколько лет спустя, в 2011 году, для колокольни специально была написан список фасадной иконы. Уже не на доске и не масляными красками (как оригинал), а на оштукатуренной стене колокольни акриловыми красками. Работу выполнили опытные художники-реставраторы: братья Ю.В. и Г.В. Мироновы. Знаменательно, что новая икона была освящена в престольный праздник Покрова, тогда же в 2011 г., в год 450-летия окончания строительства Покровского собора.
Вот так получилось, что сейчас в Покровском соборе можно увидеть два одинаковых по иконографии образа – два Покрова Богоматери, которые оберегают храм на Красной площади.