Подарок В.Д. Поленова Историческому музею — Кийский крест — Блог Исторического музея

Подарок В.Д. Поленова Историческому музею — Кийский крест

В начале прошлого века в музей поступил дар знаменитого русского художника Василия Дмитриевича Поленова (1844 – 1927) – икона «Поклонение Кийскому кресту)».

Живописный образ «Поклонение Кийскому кресту» или «Кийский крест, с предстоящими» написана в 1780 году. Вероятнее всего, икона была написана мастерами артели Ивана Ивановича Богданова-Карбатовского (1716–1801), известного на Онеге иконописца второй половины ΧVIIΙ столетия.

Икона. Поклонение кресту (Кийский крест) Русский Север. 1780 г. Холст, масло
Икона. Поклонение кресту (Кийский крест)
Русский Север. 1780 г.
Холст, масло

В центре композиции иконы – изображение святыни Кий-Островского Крестного Онежского монастыря – Кийский крест. А слева и справа от него – в молитвенном предстоянии реальные исторические личности: равноапостольные царь Константин и царица Елена, коленопреклоненный патриарх Никон, царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична. Наверху – два картуша с текстом молитвы Кресту, внизу – надпись:

«Сказание о святых мощах во святом кресте что на окиане в заливе белаго моря на кий острове в крестном монастыре собраны святейшим никоном патриархом московским в том кресте разных святых до трехсот  написася того монастыря при архимандрите Макарии 1780 года в ноябре месяце».

История Кийского креста связана с событиями XVII века. По преданию, на безлюдном Кий-острове, расположенном в Онежской губе Белого моря, будущий патриарх Никон в 1639 году чудом спасся во время сильной бури. В память об этом событии он по поморскому обычаю установил поклонный крест и дал обет основать здесь монастырь. Через 17 лет, уже будучи патриархом, он получил грамоту, в которой царь разрешал на острове Кий

«церковь поставить и монастырек соградить».

В 1657 году, желая поднять значение вновь устраиваемого обетного монастыря, патриарх торжественно «под звон колоколов всей Москвы» отправил на Север заказанный им в Палестине уникальный кипарисовый крест-мощевик, в сопровождении стрельцов и пушек, как сообщает монастырское предание.

Крест-мощевик «в высоту и в ширину во всем подобен мерою» древу Креста Господня, обретенному святой Еленой, матерью Константина Великого. В крест в ковчегах были вложены христианские святыни: мощи вселенских и русских святых, раннехристианских воинов-мучеников, 16 камней с мест библейских событий, среди которых камни от гроба Господня и вертепа. Шесть малых деревянных крестов с изображением двунадесятых праздников для украшения креста привезли с Афона.

Почти одновременно в обитель были посланы и «писанные на досках образа» святых Константина и Елены, царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, а также патриарха Никона, которые были помещены у креста, установленного в главном соборе Крестного монастыря.

Живописное же изображение Кийского креста с предстоящими, выполненное в 1670-е годы в память о северной святыне «к великому государю в хоромы», приписывается царскому изографу Ивану (Богдану) Салтанову. Со временем оно стало чтимым образом Крестного монастыря и вплоть до XIX столетия монахи и крестьяне окрестных деревень писали «крестовые образы», которые подносились именитым паломникам, священнослужителям и рассылались по всей России.

Вероятно, один из первых списков с этого образа – икона Воскресенского собора в подмосковной Истре и стала образцом для северного мастера.