Боевые действия в горной местности были самыми трудными во время Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Крутые склоны, голые скалы, густые заросли терновника, отсутствие воды, изнуряющая жара летом и пронизывающий холодный ветер – все это делало горные переходы и сражения «убийственно трудными», как говорили участники, и требовало от солдат исключительного мужества и стойкости. В начале августа 1877 г. Сулейман-паша, получив подкрепления, двинулся на Шипкинский перевал. 27-тысячной армии турок противостоял 5-тысячный отряд солдат Орловского и Брянского полков с 27 орудиями, а также болгарские ополченцы. 7 августа генерал Н.Г. Столетов обратился в штаб армии с просьбой о помощи:
«Весь корпус Сулеймана-паши, видимый нами как на ладони, выстраивается против нас в восьми верстах от Шипки. Силы неприятеля громадны… будем защищаться до крайности».
9 августа начались атаки турок. В первый же день они шесть раз атаковали русские позиции и каждый раз встречали невероятно упорное сопротивление: 200 солдат сдерживали 3-тысячный турецкий отряд. Русская артиллерия наносила существенный урон противнику, но к нему подходили все новые и новые подкрепления. Бой не прекращался. Все подступы к перевалу простреливались, поэтому сложность обороны усугубляли проблемы подвоза к русским позициям продовольствия и отсутствие питьевой воды.
Неприятельские атаки продолжились и на второй, и на третий день. Русские батареи расстреляли все снаряды и в ход пошли камни. Их кидали с горы, устраивая обвалы, сметавшие и калечившие турок. На наступавших с высоты стали сбрасывать тела убитых защитников Шипки. В этот отчаянный момент к оборонявшим перевал подошло подкрепление – 4-я стрелковая бригада, посланная генералом Ф.Ф. Радецким, и 14-я пехотная дивизия генерала М.И. Драгомирова. Они немедленно вступили в бой, и противник был вынужден отступить на южные склоны перевала.
Тем не менее турки не оставили мысли овладеть Шипкой. Следующие полгода оборона перевала продолжалась в тяжелейших зимних условиях. В результате боевых действий от холода и болезней погибли более 10 000 человек. Командующий шипкинским отрядом генерал Радецкий ежедневно передавал в штаб армии краткие телеграммы:
«На Шипке все спокойно».
Эти слова стали символом не только беспримерного «зимнего сидения» в насквозь промерзших окопах на продуваемых ледяными ветрами горных склонах под непрерывным неприятельским огнем, но и всей кампании в целом.
Федор Васильевич Дубасов (1845–1912), генерал-адъютант (1905), адмирал (1906). В годы Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. – лейтенант, командир минного катера «Цесаревич». 14 мая 1877 г. Ф.В. Дубасов и лейтенант А.П. Шестаков, командир катера «Ксения», на четырех минных катерах атаковали турецкие корабли, взорвали и потопили однобашенный броненосный монитор «Сейфи» (по некоторым источникам он назывался «Хивзи-Рахман»). За этот подвиг Дубасов и Шестаков получили орден Св. Георгия IV степени, став первыми георгиевскими кавалерами русско-турецкой войны.
Юлия Петровна Вревская (1838–1878), дочь генерал-лейтенанта П.Е. Варпаховского, жена героя Кавказской войны генерал-лейтенанта барона И.А. Вревского. В 1860–1870 гг. – фрейлина императрицы Марии Александровны, много путешествовала по Европе, Ближнему Востоку, Кавказу, деятельно участвовала в культурной жизни, была знакома со многими русскими писателями и художниками. С 1873 г. дружила с И.С. Тургеневым. Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. – сестра милосердия в Действующей армии. На собственные средства снарядила санитарный отряд. С 19 июня 1877 г. Работала в военном эвакогоспитале в Яссах в Румынии, с 20 ноября – в эвакогоспитале у Бяла в Болгарии. Скончалась от тифа 24 января 1878 г., похоронена в Бяле.
В ходе Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. в русском флоте были впервые применены минные катера, позволившие при почти полном отсутствии крупных боевых кораблей противостоять броненосной эскадре противника. Паровые катера были вооружены шестовыми и буксирными шлюпочными минами. Во время атаки катер подходил вплотную к неприятельскому судну и ударял его шестовой миной или подводил под днище буксирную мину. Минная атака требовала от экипажа катера большой сноровки и мужества. Утром 8 июня 1877 г. на Дунае катер «Шутка» под командованием лейтенанта Н.И. Скрыдлова атаковал турецкий вооруженный колесный пароход «Эреюш», мешавший постановке русских минных заграждений. На полном ходу катер вышел из засады в зарослях камыша, подошел к правому борту парохода и ударил его шестовой миной позади гребного колеса. Из-за повреждения взрыватель не сработал, а сильное течение прижало катер к вражескому борту так, что минный шест сломался. Несмотря на стрельбу противника русские моряки смогли, упершись руками в борт парохода, оттолкнуть катер и дать задний ход. Напуганные атакой турки срочно увели корабль в Рущук. На катере находился знаменитый русский художник В.В. Верещагин.