Азат Алимов. Покровский собор в системе памятников Красной площади. — Блог Исторического музея

Азат Алимов. Покровский собор в системе памятников Красной площади.

Алимов Азат, 7 класс
г. Димитровград
Эссе.

Покровский собор в системе памятников Красной площади.

На уроке развития речи по теме «Описание состояния культурной национальной среды» нам предложили принять участие во Всероссийском проекте «Покровский собор: храм-памятник на Красной площади». Почему я отдал предпочтение теме «Покровский собор в системе памятников Красной площади»?

Красная площадь – это начало начал, которое формирует культурную национальную среду нашего Отечества. Это главный архитектурный ансамбль Российского государства. Он находится под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия. Получается, что Красная площадь живёт не только для России, но для всего мира. Живёт она со времён царя Ивана III с пятнадцатого века. Обращаясь к историческим источникам, мы узнаём много интересного о названии главной площади Руси.

Раньше она называлась Пожар, потому что здесь часто случались пожары. Затем её стали именовать Торг. Потом она стала называться Троицкой, так как на месте Покровского собора стояла церковь Святой Троицы. И лишь с семнадцатого века у площади появилось то название, которое прочно закрепилось за ней и укоренилось в веках,- Красная. В переводе с древнерусского языка «красная» — значит, красивая.

Чем же красна, красива Красная площадь сегодня? Я думаю, что если задать этот вопрос людям всего мира, то все единодушно, не задумываясь, ответят: «Конечно же, Собором Василия Блаженного!»
Покровский собор (собор Василия Блаженного), бесспорно, занимает центральное место в системе памятников Красной площади. На мой взгляд, это главный духовный столп, не только Красной площади, но и всей России.
Что такое столп? В энциклопедическом словаре говорится, что это «башня или колонна, например, 4-х столпный храм – с четырьмя внутренними опорами». В словаре В.И.Даля мы читаем, что столп – это «опора, крепость, сила, поддержка». И тут же Даль даёт пример употребления на Руси слова со значением «столп»: «Ты мой столп, моя правая рука, опора, помощник».

Если мы задумаемся о том, что на языке памятников говорит с нами сама история, то в системе памятников Красной площади первым заговорит с нами Кремль-батюшка. И вначале, я думаю, произнесёт он из глубины столетий именно эти слова, обнаруженные нами в словаре Даля: «Ты мой столп, моя правая рука, опора, помощник». К кому обращены эти слова, к какому из «помощников» Кремля на Красной площади? Конечно же, к своей правой руке – Собору Василия Блаженного. Сколько духовной мощи и силы в этой правой руке! Покровский собор держит всю Россию.
Даже если ничего не знать из истории Покровского собора, а просто смотреть на его величие – дух захватывает от этой красоты! О чём нам говорят его чудные купола?

Строители собора, согласно легенде, возвели его в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в честь победы над Казанским ханством, которая пришлась на день празднования Покрова Пресвятой Богородицы. Этот день по новому календарю ежегодно приходится на четырнадцатое октября. Исторические источники представляют три версии о том, кто был создателем собора: псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма, или Барма и Постник – два разных архитектора, или же это неизвестный западноевропейский мастер.

И возвысился собор над древней столицей. Его высота свыше 60 метров. Тогда, вплоть до шестнадцатого века, он был самым высоким архитектурным сооружением в Москве. Настоящий столп! Ведь именно с него Русь заговорила о своём могуществе.

Духовное могущество столпа России – Покровского собора — заключается в необычности архитектурного замысла. Зодчие так талантливо решили задачу, поставленную перед ними царём Иваном Грозным, что диву даёшься. Они возвели одно большое основание и поместили вокруг центральной церкви, посвящённой празднику Покрова Богоматери восемь столпообразующих церквей. И получилось, что главный храм увенчан шатром, а восемь приделов с нарядными куполами красуются в форме луковиц. Все купола различаются по размеру, цвету и убранству. Исторические источники говорят, что первоначально стены собора, сложенные из кирпича не имели раскраски. Его покрасили в 1588 году. Покрасили необычно: каждый купол в свой цвет и со своим оригинальным орнаментом. Именно с этого времени он стал напоминать сказочный терем.

Когда смотришь на него, стоя на Красной площади из века нынешнего – двадцать первого, то думаешь о величии России. Как же точно угадали древние зодчие её суть. Держава, собирающая в одно государство разные, красивые народы и земли. И вспоминается пушкинское: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».

Кому же обязан Покровский собор своим «русским духом»?
Готовясь к сочинению, мы в классе смотрели замечательный мультипликационный фильм, который называется «Московская легенда о Василии Блаженном» режиссёра-постановщика Натальи Березовой. Меня поразил этот фильм именно тем, что в нём точно угадывается этот объединяющий нас – людей разных национальностей — общий межнациональный русский дух. Василий Блаженный для всех одинаково прост и понятен. И для всех нас – россиян — является духовным столпом. Духовный столп – это жизнь подвижника Василия, которого мы называем Блаженным. Даже сам Иван Грозный его боялся, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». А Василий Блаженный, напротив, никого и ничего не боялся. И жил он не по своей, а по Божьей воле (об этом мы потом читали в житии). Жил он, можно сказать, прямо на Красной площади. Ходил с шестнадцати лет по ней, босой и полураздетый, носил на себе вериги – железные оковы для измождения тела. Сейчас эти вериги хранятся в Троице-Сергиевой лавре. Много чудес совершил он ещё при жизни. Но главное чудо, которое он оставил для нас, будущих поколений, в веках – свой собор. Это он ведь, согласно московской легенде, собирал и складывал прямо здесь, на Красной площади, из года в год по копеечке, по пятачку на собор, который народ назвал собором Василия Блаженного. Не царь назвал, а народ. Царь дал Василию обещание построить на эти копеечки храм. Потому его, наверное, и называют обетным. Обещание царь выполнил, и здесь же, на Красной площади, похоронили Василия Блаженного. Сейчас его святые мощи находятся в самом Покровском соборе. И хотя мы называем Василия Блаженным, юродивым, я бы назвал его ещё столпником. Он ведь всю жизнь молился за Москву, за Россию, стоя на Красной площади. Хотя в словаре говорится, что столпник – это «преподобный, молившийся на столпе (невысокой башне с плоской крышей)». Но мне кажется, что таким столпом, на котором в течение пяти веков молится о нас Василий Блаженный является сам Покровский собор.
Фильм Натальи Берёзовой заканчивается подсказкой: «Кто самый глазастый и внимательный мог и самого Василия увидеть. Да оно и поныне так. Сходите – сами проверьте. А когда проверите – то мне и поверите».

Я поверил в то, что Василий Блаженный – это духовный оплот, великий столпник, который примером свой жизни учил и учит стоять за Россию. Неслучайно рядом с Покровским собором стоит памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия». Он выглядит очень впечатляюще. На высоком постаменте сидит князь Дмитрий Пожарский, опираясь левой рукой на щит, а правой на меч. Рядом стоит Кузьма Минин, нижегородский староста. Он, взявшись за меч, словно говорит князю: «Пора Русь из беды выручать». Эти два человека, увековеченные в камне, так же, как и Василий Блаженный, явились столпами Москвы и России в трудное для неё время. Словно сам Василий Блаженный передаёт традицию великого стояния за Москву и Россию.

Эти люди фактически совершили чудо: во время Смуты основали народные ополчения с целью освобождения Москвы от польских интервентов. Они спасли не только Москву, но всю Россию. Интересным является и тот исторический факт, что во время первого ополчения протопоп Благовещенского собора привёз список с иконы Казанской Божией Матери, которому приписывается, что именно с его помощью был отбит Новодевичий монастырь. А осенью 1611 года во время второго ополчения князь Пожарский «…пожелал иметь икону с собой», ожидая от неё Божией помощи в освобождении государства.

И третьим столпом в этом едином архитектурном ансамбле Красной площади является, на мой взгляд, Казанский собор. В 1620 году в самом начале Никольской улицы, по историческим сведениям, именно на средства князя Дмитрия Пожарского был заложен Казанский собор, или церковь Казанской Богоматери, список иконы которой являлся главной войсковой святыней ополчения Минина и Пожарского. Почти семьдесят лет шло строительство этого собора. И некоторые историки считают, что своим названием Красная площадь обязана именно Казанскому собору, потому что после завершения его строительства постелили до Лобного места деревянную мостовую, названную Красным мостом.
Эти три памятника, находящиеся на Красной площади и связанные воедино, по моему мнению, духовные столпы, на которых держится наша страна. Это наш духовный оплот, наши увековеченные традиции и ценности.

Перед Покровским собором находится бронзовый памятник Минину и Пожарскому, героям народного ополчения, освободившим Москву от поляков в 1612 году. Изначально монумент находился у центрального портика здания Верхних торговых рядов, но в 1931 году, чтобы освободить площадь для проведения парадов, памятник переместили к храму Василия Блаженного.
___________________

Все работы литературного конкурса 2015 года