Немецкая слобода была основана в середине XVII века. Указом царя Алексея Михайловича (1629–1676) под Москвой на правом берегу Яузы были выделены земли для тех служивших русскому царю иноземцев, которые не приняли православие. В конце XVII века Немецкая слобода переживала свой расцвет. Чистые прямые улицы с простыми аккуратными домиками, садами и цветниками резко отличали слободу от Москвы. Именно тогда со слободой и её жителями познакомился молодой царь Пётр Алексеевич (1672–1725). Здесь он сблизился с Францем Лефортом (1655–1699) и Патриком Гордоном (1635–1699), знакомился с непривычным бытом и обычаями иностранцев.
Хранящаяся в собрании Государственного исторического музея гравюра А. Шхонебека (1661–1705) – единственное достоверное изображение Немецкой слободы конца XVII – начала XVIII века. Центральное место гравюры занимает усадьба боярина, графа Фёдора Алексеевича Головина (1650–1706). Головин был одним из ближайших сподвижников Петра I и выдающимся государственным деятелем. За свои заслуги Головин первым получил высшую государственную награду – орден Андрея Первозванного.
Загородный дом Головина был выстроен в самом конце XVII века на левом берегу реки Яузы. Строители усадьбы использовали такие новые для России приёмы как регулярная планировка и архитектурный ордер. Усадьба стала одним из первых в России дворцово-парковых ансамблей.
В нижней части левого и правого листов гравюры изображено важное событие – приезд в усадьбу Петра I. Среди всадников, окружающих экипаж, можно рассмотреть царевича Алексея Петровича и А.Д. Меншикова. Мастер оживил гравюру и бытовыми сценками: извозчики остановили своих лошадей и пропускают царский кортеж, пастухи пасут коров и коз, на пруду катаются лодочки. На другом берегу Яузы расположена регулярная застройка Немецкой слободы с домом Франца Лефорта (справа на набережной), далее видна панорама Москвы.
Царь часто посещал усадьбу Головина и принимал здесь иностранных послов. В 1723 г. Пётр I купил Головинский дворец и сделал его своей резиденцией в Москве. Позже слобода застраивалась, а затем сильно пострадала во время Отечественной войны 1812 года. С середины XIX века из городской топографии исчезает название слободы. Эта местность вошла в состав территории, которую стали называть «Лефортово».
Гравюра c видом усадьбы Головина стала последней работы Шхонебека. Её завершили ученики гравера. Адриан Шхонебек приехал в Москву по приглашению императора Петра I и с конца XVII века возглавлял гравировальную мастерскую Оружейной палаты, создал школу русских граверов, работавших в технике офорта. Среди его учеников – русские граверы А.Ф. и И.Ф. Зубовы. Шхонебек рисовал и гравировал портреты, батальные сцены, интерьеры, триумфы и фейерверки. Часть его работ также хранится в Государственном историческом музее.
Автор — Елизавета Полянская, научный сотрудник научно-экспозиционного отдела