Среди популярной на Руси житийной литературы особое место занимает
Житие основателей Соловецкого монастыря – преподобных Зосимы и
Савватия. Об этом свидетельствует большое количество его списков XVI-
XVIII вв. дошедших до нашего времени. Житие было создано в 1503 г. по
благословению Новгородского архиепископа Геннадия. В его основу легли
воспоминания сопостника преподобных Савватия и Зосимы старца Германа,
который стоял у истоков монашеского жития на Соловецких островах.
Первоначальный текст был составлен игуменом обители Досифеем и
литературно обработан бывшим Киевским митрополитом Спиридоном,
находящимся в то время в Ферапонтовом монастыре. Житие редактировалось и далее, увеличивалось количество чудес преподобных основателей Соловецкой обители.
Из текста Жития можно почерпнуть сведения самого разнообразного
характера. Помимо истории самого монастыря, в нем содержится интересная
информация о Русском Севере. В тексте указаны названия рек и поселений,
упоминаются коренные народности – карелы и лопари, употребляется
специфическая поморская лексика, отмечены особенности речного и
морского судоходства в разные времена года, рассказывается о местных
промыслах – рыболовстве, солеварении и др. С административной точки
зрения Соловецкая обитель относилась к Новгородской епархии, и
насельники монастыря часто ездили по делам в Великий Новгород. В Житии
сохранились интересные сведения о жизни города, в том числе и о
драматическом эпизоде в его истории – утрате политической независимости.
Так, во время своего визита в Новгород прп. Зосима предсказал печальную
участь Марфы Борецкой и шести «знатных мужей». Как сообщается в
Житии, именно шесть бояр были казнены после победы великого князя
Ивана III Васильевича над новгородцами на р. Шелони в 1471 г. А боярыня
Марфа была выслана в Москву.
Хранящийся в Историческом музее Вахрамеевский список представляет
собой произведение изобразительного искусства, шедевр книгописного
мастерства конца XVI – первой четверти XVII в. В данном списке повествование о житии преподобных и их чудесах проиллюстрировано 234
миниатюрами. А на л. 1 находится самое раннее из известных в рукописях
XVI в. изображений Соловецкого монастыря. Интересна история создания Вахрамеевского списка. По мнению ряда исследователей, первая часть рукописи, до л. 203 об., была выполнена мастерами Московского Кремля в конце XVI в. Специалисты находят сходство с другими памятниками книжности, вышедшими из-под пера царских писцов и художников – Лицевым Летописным сводом, Житием Сергия Радонежского и др. Вероятно, Житие соловецких преподобных заказал царь Федор Иоаннович для вклада в монастырь, куда книга так и не попала. Долгое время она хранилась в патриаршей казне. В 1623 г. рукопись была выдана в Троице-Сергиеву лавру для создания с нее копии для Соловецкого монастыря. Там же, в Лавре, пустые страницы Вахрамеевского списка (лл. 204-234 об.) были дополнены новыми чудесами преподобных и выполненными в том же стиле миниатюрами. В таком виде рукопись вернулась в Москву, к патриарху, и хранилась в келейной казне по крайней мере до 1630 г. О дальнейшей судьбе списка до его появления у антиквара С.Т. Большакова ничего не известно. Ясно только то, что все это время он бережно хранился и неоднократно реставрировался. В XVIII в. был заменен переплет, сохранившийся до наших дней. В собрание Отдела рукописей и старопечатных книг Исторического музея кодекс поступил в 1909 г. в составе коллекции И.А. Вахромеева, по его завещанию. В 1986 г. Вахромеевский список Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких был опубликован факсимильно.
Автор — Екатерина Иванова, научный сотрудник отдела рукописей