#НеделяРепина

5 августа 1844 года родился выдающий русский художник Илья Ефимович Репин. Российские музеи подготовили и провели акцию в Твиттере, приуроченную ко дню рождения художника. Музеи поделились произведениями Репина из своих собраний, а подписчики рассказали о своих любимых картинах. Мы тоже присоединились к акции и представляем вашему вниманию рассказ о картине «Прометей» работы Репина, которую можно увидеть в 35 зале в главном здании.

Прометей

История картины «Прометей» начинается в 1908 году, когда художник в связи с юбилейными торжествами в честь Т.Г. Шевченко создал графическое произведение на тему стихотворения «Кавказ» 1845 года, в котором Прометей предстает как символ непобедимости угнетенных народов. Образ Прометея, столько многоликий в европейской и отечественной культуре XIX века, обретал и черты пророка, и черты богоборца. Впоследствии художник вернулся к этому неисчерпаемому сюжету в живописи, по-видимому, намеревался исполнить большое полотно, однако замысел не осуществил.

«Прометей» являет собой яркий пример новаций И.Е. Репина в художественной системе станковой картины. Для воплощения метафорического замысла художником использовались экспрессивная цветовая гамма и живописная фактура, сложная пространственная композиция. Свобода живописно-пластического и композиционного построения картины близка программе целого ряда произведений Репина рубежа XIX-XX веков.

В письме Т.Л. Толстой от 27 июня 1896 года Репин писал: «В ноябре и декабре месяце в Петербурге в Обществе Поощрения Художеств будет выставка «опытов творчества» по моей инициативе. Я устраиваю ее на свой риск, пригласив и маститых и молодых художников. Выставлены будут эскизы по преимуществу, то есть вещи, где проявилось художественное творчество: в замысел, в выражении, в колорите, в тоне, светотени и т.п. …». К произведениям такого рода принадлежит и картина «Прометей, созданная по законам выбранной автором особой художественной воры «опытов творчества», в которых магическая иллюзия жизни заменена многозначной пластической формулой.

Выбранная тема мучений похитившего у олимпийских богов небесный огонь героя Прометея, который, по преданию, был навечно прикован в горах Кавказа, на краю света, где его терзал орел, обрела символическую связь с коллизиями того времени. «Естественно было искать выход наболевшему трагизму в истории… Чувства были перегружены ужасами современности…» — писал Репин после убийства Александра II и казни «первомартовцев».

В эпоху символизма в русской художественной жизни посредством вечных сюжетов выразилась новая эстетика творчества и новые религиозно-философские сущности. В эти годы трагическое восприятие обострилось и привело к созданию в высшей степени экспрессивных образов в искусстве художника. В контексте современно репинскому музыкальных, в творчестве А.Н. Скрябина, литературных, в поэзии Вячеслава Иванова, космогонических образов Прометея, резинки Герой обладает изменчивой сущностью. Классический миф в интерпретации Репина вызывает культурные ассоциации, связанные, прежде всего, с христианской традицией. Его Прометей — это страдающий Бог, искупительная жертва. Но не только. Это произведение воспринималось современниками и как политический манифест, как выражение революционного протеста, призыв, схожий с формула Скрябина: «Силен и могу тот, кто испытал отчаяние и победил его».

Самостоятельная художественная ценность живописных эскизов Репина, а нередко и их превосходство над окончательным вариантом композиции не раз отмечались и критиками искусства Репина, и самим автором. «Эта первоначальная композиция все еще конкурирует с моей картиной своей цельностью, жизнью и экспрессиями», — писал он в 1889 году П.М. Третьякову об эскизе «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Эскизы и этюды художника, являясь самооценка творческим актом, создают живописную метафору «русской правды», воплощение которой Репин считал целью искусства.

Приобретение картины И.Е. Репина «Прометей» 1910-х годов восполняет потребность ГИМа в новом элементе экспозиции — произведении, раскрывающем важную для начала XX века тему духовных, философских и религиозных исканий российской интеллигенции эпохи Первой Мировой войны, революции 1917 года и Гражданской войны.

Исторический музей благодарит за содействие в проведении необходимых экспертиз специалистов ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря Наталью Сергеевну Игнатов и научного руководителя музея-усадьбы Репина «Пенаты» Елену Владимировну Кириллину.

Картина приобретена в 2009 году.