Образок «Богоматерь Умиление»

К числу шедевров русской мелкой каменной пластики XIII – XIV веков можно отнести небольшой прямоугольный образок, с рельефным резным изображением Богоматери «Умиление», выполненный, вероятно, в Новгороде, где именно на это время приходится становление камнерезного искусства.

Он поступил в музей в 1923 году из Румянцевского музея, куда, в свою очередь, попал в составе коллекции московского купца, старообрядца Егора Егоровича Егорова (03.04.1862 – 15.12.1917). Егор Егорович был увлеченным собирателем и признанным знатоком церковного искусства. Им была собрана замечательная коллекция рукописных и старопечатных книг, произведений
древнерусской живописи и предметов мелкой церковной пластики.
Рельефные миниатюрные иконы, выполненные в технике резьбы по камню, кости и дереву, имели на Руси широкое распространение. Их подвешивали к окладам наиболее чтимых икон, часто они были предметом родительского благословения, брали их и в дальние путешествия. Являясь домашними святынями, они бережно хранились и нередко передавались по
наследству из поколения в поколение.

Образок «Богоматерь Умиление» Новгород (?). XIII–XIV вв. Камень; резьба
Образок «Богоматерь Умиление»
Новгород (?). XIII–XIV вв. Камень; резьба

На образке воспроизведен часто встречающийся в мелкой пластике образ Богоматери с Младенцем. Этот распространенный иконографический тип изображения, представляющий младенца Христа, прижимающегося ликом к щеке матери и обнимающего ее рукой за шею, в России известен как «Умиление» (греч. «Елеуса»). Он рано проник из Византии на Русь (не позднее XII века) и в дальнейшем приобрел широкую популярность. К нему принадлежит целый ряд чтимых икон. Так, например, в конце XIV века мастером круга Феофана Грека была создана чудотворная Донская икона Богоматери. Также к этому изводу принадлежат чтимые иконы Богоматери Корсунской, Толгской, Федоровской, Ярославской и многие другие.

Наиболее известным произведением, изображающим сцену Умиления, является общенациональная святыня Руси – икона Владимирской Богоматери, привезенная из Константинополя около 1130 года.

Автор — Людмила Савченкова, старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела